КУ ВО "Грибановский СРЦдН"

Семинар «Профилактика вредных привычек»

27 января [пн]

Казенное Учреждение  Воронежской области

 «Грибановский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

 

Конспект  семинара-практикума на тему:

«Профилактика вредных привычек. Индивидуальная работа»

 

Воспитатель: 

Агапова О.П.

 

 

 

 

 

 Грибановское  городское поселение

2022 г.

Тема  семинара – практикума: «Профилактика вредных привычек. Индивидуальная работа»

Цель : Повышение компетентности педагогов по вопросам профилактики употребления ПАВ воспитанниками. Задачи:

1.Развивать способность к когнитивной структуризации и осмыслению

ситуаций, позитивность и рациональность мышления.

2.Научиться вырабатывать активную жизненную позицию.

3.Совместно с коллегами решать проблему профилактики употребления

ПАВ несовершеннолетними.

Ход семинара - практикума:

1. Теоретическая   часть

 Ведущий: Итак, тема  нашего семинара – практикума «Профилактика вредных привычек ». Курение, алкоголизм и наркомания -болезни достаточно «заразные», принявшие форму эпидемии. Потребление ПАВ(психоактивные вещества)  имеет негативные, социальные, экономические, медицинские, психологические, семейные последствия, в конечном итоге оно снижает качество жизни, как отдельного человека, так и популяции в целом. Постоянно увеличивается число преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения. Все чаще в СМИ и в сводках МВД звучит информация о правонарушениях, совершаемых несовершеннолетним, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, что говорит о склонности детей к отклоняющемуся от общечеловеческих норм поведению. Многие подростки испытывают состояние стресса, апатии, раздражения, агрессии, озлобленности, и такой образ жизни становится привычкой. А мы знаем, что привычка-это поведение ставшее для человека обычным, постоянным. Одной из причин этого является отсутствие положительных примеров для подражания в кругу семьи, отход родителей от воспитания подростков. Происходит деформация духовного мира ребёнка. Эффективное противодействие распространению алкоголизма и наркомании среди подростков и молодежи включает в себя взаимодополняющие друг друга четыре составляющие: профилактику, лечение, реабилитацию и законодательные мероприятия. Профилактика в первую очередь заключается в информировании о вреде, который оказывают эти привычки не только на организм молодого человека, но и на его социально – психологическое благополучие, возможность получения образования, профессии, создание семьи и т.д. А главное необходимо обучать подростков на основе здоровье - сберегающих технологии здоровому образу жизни, противостоянию давлению среды, сознательному отказу от единичных проб психоактивных веществ.

2. Вопрос: Как вызвать у  воспитанников  отрицательное отношение к употреблению ПАВ?  Образовательные учреждения ( школа, центры),  как социальный институт обладает рядом уникальных возможностей для успешной профилактики вредных привычек. Они помогают : Прививать навыки здорового образа жизни; Влиять на уровень притязаний и самооценку детей; Осуществлять совместную работу с семьей подростка для контроля над ситуацией;

Итак, непосредственно рассмотрим какую работу ведут каждый из специалистов.  Воспитатели  выполняю работу по выявлению вредных привычек, проводят профилактические мероприятия по ЗОЖ., осуществляют  работу с родителями.

Социальный педагог, педагог – психолог: выявление и учет детей, имеющих вредные привычки; составление социального паспорта Центра  ; ведение банка данных воспитанников, семей, состоящих на учете, контроле. индивидуальная работа с воспитанниками, склонными к правонарушениям, имеющими вредные привычки; посещение семей, с целью выявления неблагополучных семей, склонных к употреблению спиртных напитков, наркотических веществ; проведение тематических классных часов, акций, внеклассных мероприятий;  проведение родительских собраний;проведение анкетирования по выявлению  употребляющих психоактивные вещества; подготовка и рассмотрение материалов на совете общественности;  индивидуальная работа с родителями (законными представителями); проведение социально-психологического тестирования, диагностик на определение уровня тревожности, адаптации, социализации личности

Администрация:  планирование работы педагогического коллектива по профилактике ЗОЖ; индивидуальные беседы с воспитанниками и родителями; проведение  педсоветов, совещаний.   участие в Совете общественности

Медицинский работник:  проведение тематических  часов; проведение медицинских осмотров;  индивидуальная консультативная помощь родителям и воспитанникам;  выступление на родительских собраниях.

3 В профилактической работе выделяются следующие направления деятельности: Самым главным на первоначальном этапе профилактической работы считается раннее выявление воспитанников, склонных к употреблению психоактивных веществ.

• просветительская работа среди несовершеннолетних , с родителями (законными представителями) ; определение «группы риска» и профилактическая работа с ними совместно с родителями, правоохранительными органами и органами социальной защиты. Можно выделить три основных направления работы  по профилактике употребления ПАВ: Работа с детьми:

1) воспитательная работа — повышение культурного уровня, организация разумного использования досуга воспитанников, развитие сети кружков и факультативов проведение мероприятий по разработке и внедрению новых форм профилактики вредных привычек среди несовершеннолетних, в т.ч.  развитие и поддержка волонтерского движения в подростковой среде; проведение общественных акций по профилактике наркомании, алкоголизма среди воспитанников. А так же  информационно - просветительская деятельность через освещение информации на стенде,  сайте , распространение памяток, листовок, буклетов, создание уголков ЗОЖ. 2) оздоровительное воспитание - пропаганда здорового образа жизни, развитие физкультурного движения, искоренение вредных привычек. Доказано, что систематическая двигательная активность человека приводит к выработке у него эндорфинов, повышающих эмоциональные и снимающих депрессивные состояния, страхи, комплекс неполноценности и неуверенности в себе. Поэтому особо важным, является включение в программу профилактики наркомании и других вредных привычек регулярных занятий физической культурой, спортом .

3) Общественные меры борьбы - привлечение общественности к работе.

В рамках Дней профилактики в проведение мероприятий  совместно с  детьми участвуют: Медицинский персонал, Сотрудники ОВД, Специалисты УСЗН и ЦЗН.

Реализуя работу в данном направлении, можно использовать разнообразные традиционные и не традиционные формы работы: (школьники и подростки ) Физкультминутки на каждом  занятии.,  Ежедневная утренняя гимнастика, Динамические паузы, проводимые старшеклассниками и педагогами, День здоровья (1 раз в квартал), День профилактики (2 раза в год), Тематические  часы,Круглые столы, Мастер – классы, Конкурсы рисунков, плакатов, тематических стенгазет, Ролевые игры,Деловые игры, Групповые тренинги,Психологический театр, Мозговой штурм, Дискуссии,  викторины,Проектно-исследовательскую технологию, Акции,Агитбригады, Лабораторию подростковых вопросов, Интерактивные игры, Создание роликов, фильмов, презентаций, Профилактические, учебные  фильмы, Виртуальные экскурсии,  Лекционные занятия; Тренинги; Индивидуальные и групповые консультации; Тесты и анкетирование; Диспуты; Родительские лектории; Рефераты; Выпуск газет; листовок; Экскурсии; Конкурсы; Спортивные мероприятия; Беседы, встречи; Встреча с врачами (изСПИД – центра, из гинекологической консультации, из наркоцентра); Ежеквартальная встреча воспитанников  и родителей с инспекторами по работе с молодежью.

Приучать ребенка к ЗОЖ очень важно в дошкольном возрасте. И если формирование полезных привычек происходит в младшем возрасте, в школу приходит ученик, который знает : что такое режим дня, как правильно  защитить себя от болезней и опасностей.  Для этого используются  следующие Формы работы (дошкольники, начальные  классы):  Беседа, игровые моменты, рассматривание иллюстраций, фотографий, наблюдения, ознакомление с худ литературой.(напр чтение произведений  («Мойдодыр»),  Сказки-раскраски, сказки, стихотворения-игра(читается стих и каждая строчка сопровождается движением),Народное творчество ( пословицы, загадки),  подвижные  игры. Настольные игры, Журналы-задания, просмотр мультфильмов, беседы, занятия, Дидактические игры «Предметы гиены», «Полезный обед» , «Полезные и вредные продукты», «Полезно-вредно»; « Игра «Рисуем организм»(совместно со взрослым), Применение наглядности в разных местах, Терапевтическая сказка «Для тех, кто не хочет чистить зубки»,  Физкультминутки на занятиях, спортивные мероприятия, театральные постановки.

Методы работы:

В работе с подростками  мы применяем разнообразные методы:

Метод убеждения (доверие, сотрудничество), Метод переключения – занятие подростка трудом, учебой, спортом, общественной деятельностью (надо заметить, что общественные поручения – часто меняем)

4.  Работа с родителями (при работе с родителями)

Здоровый образ жизни, которому учат детей, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Но так как у нашего контингента родителей нам необходимо вести и с ними работу. Для обучения родителей этому можно использовать такие формы роботы как:

•  Родительские чтения, Родительские вечера., Тематические, групповые и индивидуальные консультации., Родительские тренинги. Родительские ринги.

Таким образом: Профилактика употребления психоактивных веществ будет эффективна, приведет к снижению риска употребления ПАВ и повышения качества здорового образа жизни, если: Применяются как традиционные, так и современные подходы в профилактической работе. Профилактическая работа проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Детям и взрослым предоставлена объективная информация о психоактивных веществах; их воздействии на человека и последствиях применения.

II. Практическая часть

Ведущий:А сейчас в качестве примера я предлагаю вашему вниманию несколько заданий-упражнений, которые можно применять в работе с детьми по профилактике ЗОЖ.

Задание 1. «Мозговой штурм» Дети делятся на группы, Каждая группа получает творческое задание на карточке  лист ватмана и маркер. Правила: • Высказывать как можно больше идей ;Не повторяться, называть только новые.В течение 15 минут группы работают над заданием. Затем каждая группа выдвигает своего представителя, который рассказывает к какому выводу пришла их группа, работая методом «мозгового штурма», освещает проблему, демонстрирует оформленный ватман, остальные участники дополняют. Вывод: Педагог должен сделать первый шаг на встречу к подростку и в общении быть на уровне с ним. Как сказал русский писатель: « Никогда не показывайте, что вы умнее ребенка; почувствовав ваше превосходство, он, конечно, будет уважать вас за глубину мысли, но сам сейчас же молниеносно уйдет в себя, спрячется, как улитка в раковину».

Задание 2. Упражнение “Стена здоровья”

А сейчас мы соберем с вами “Стену здоровья”. У нас на столе лежат разноцветные кирпичики, на которых написано много интересных и полезных занятий, но среди них есть и вредные привычки. (Заниматься спортом, читать книги, есть много сладкого, есть много жареного и копченого, делать утреннюю гимнастику, много смотреть телевизор, следить за одеждой, закаляться, курить, умываться, долго играть в компьютерные игры, много времени проводить на воздухе, чистить зубы, не чистить зубы, употреблять спиртные напитки, правильно питаться, соблюдать режим дня, вовремя учить уроки, заниматься музыкой, рисовать, грызть ногти, помогать маме). Каждый из вас выберет понравившийся кирпичик и, прочитав, решит, прикреплять ли его к “Стене здоровья” или же выбросить в корзину. Дети под музыку по очереди выходят к столу и, сделав выбор, складывают  кирпичики .

Задание 3. Творческая мастерская

Каждой группе дается задание в течение 30 минут необходимо подготовить и защитить:

1 группа – Профилактический бюллетень

2 группа - Рекомендации для родителей.

3 группа – Буклет « Советы подросткам»

Для работы  воспитанникам  предлагаются компьютеры, выход в ИНТЕРНЕТ, методический и наглядный материал в электронном и печатном виде.

 Задание 4 Совместно с детьми оформлять стенды,  рисование, выставки  рисунков (показ стенда, рисунков).

Ролевая игра (с родителями)

Каждая группа выбирает конверт с заданием, в котором обозначена категория семьи . Задача педагога для  каждой группы провести с «родителем» индивидуальную беседу по профилактике ПАВ, при этом из каждой группы  и разыграть  ситуацию. Остальные члены группы помогают. ПРОБЛЕМА: Сын замечен на дискотеке в нетрезвом состоянии. Обыгрывание ситуации каждой группой

Обсуждение:

1. Как отреагировала на проблему благополучная семья? Каковы пути решения?

2. Как отреагировала на проблему неблагополучная семья? Каковы пути решения?

3. Как отреагировала на проблему неполная семья? Каковы пути решения?

Вывод: «ребенок – человек, который что-то несет миру;

ребенок – человек, не достигший самостоятельности

и ответственности, и поэтому мы за него отвечаем;

Рекомендации : (выход из ситуации)

 Можно ли противостоять пристрастию вредным привычкам, отказаться, если нам предлагают друзья покурить, выпить, уколоться?

Познакомимся с различными видами отказов:

1 Формальный отказ: «Я бы поехал на дачу, но боюсь, мое присутствие будет мешать…».

2. Отказ, направленный на обстоятельства: даётся понять, что в принципе не имеете ничего против предложения, но сей час оно неприемлемо.

3. Отказ-альтернатива: «Я не могу пойти к тебе в гости, нос удовольствием пойду в кафе»

4. Отказ-отрицание: четко и ясно объясните, что вам это предложение не подходит.

Какие последствия может вызвать ваш отказ в каждом из этих вариантов?

В каком случае вы можете не обидеть собеседника?

• Собери максимум информации о службах и формах помощи и предложи другу варианты. Определи свою роль — информировать и поддерживать, и его — принимать решения

• Если ситуация не меняется, у тебя есть только один выход — уйти и прекратить с наркоманом всякие отношения, в первую очередь доверительные

Ты не можешь решить за него его проблему, да и не только ты — это не под силу никому, кроме него самого.

• О деловых отношениях с наркоманом не может быть и речи — не вздумай одалживать ему деньги, давать свои вещи, устраивать ночевки и т. д.

Рецепт здоровья и счастья: "Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути".

2. Беседа по индивидуальной работе с воспитанниками нашего центра.

Вывод: Первичную профилактику употребления ПАВ необходимо проводить - комплексно и дифференцировано. Употребление психоактивных веществ ребенком нередко начинается в условиях, которые создают взрослые.  и в итоге получается, что за наши ошибки в воспитании расплачиваются наши с детьми. Таким образом: следует ясно осознать, что для продуктивной работы в области профилактики ПАВ важная роль должна отводиться специалистам, которые должны оперировать современной методологией. В образовательных учреждениях необходима опережающая, целенаправленная, систематическая работа в этом направлении.Работа по формированию психологического иммунитета к ПАВ у детей будет более эффективной и результативной, если  педагог  пользуется достаточным авторитетом среди воспитанников. Если к нему тянутся сердца и души, то и желание подражать ему, его стилю поведения в определенных жизненных ситуациях будет ограниченным. Принципиальность взглядов такого педагога, открытость в общении, умение вести откровенные разговоры на темы, которые волнуют молодое поколение, делают влияние педагога максимальным.

Ведущий. И на последок анекдот, который можно рассказать и детям.

Продавец табака расхваливает на ярмарке свой товар: «Покупайте табак, прекрасный табак! Мой табак не простой, а с секретом. От моего табака стариком не будешь, собака не укусит, вор в дом не залезет.  Один парень купил немного табака и начал расспрашивать продавца:- А почему стариком не буду?- Потому что до старости не доживёшь.- А почему собака не укусит?- Так с палкой ведь будешь ходить.- А почему вор в дом не залезет?- Потому что всю ночь будешь кашлять.» Запомните:- Кто курит табак – тот сам себе враг.- Табак уму не товарищ.- Курильщик сам себе могильщик.  Так, что  все в твоих руках!

 

 

 

Сборник  заданий для работы  с подростками

Цель  :Пропаганда здорового образа жизни. Формирование личной ответственности подростка за свое поведение

Задание №1

• создание этикеток сигарет и спиртного, содержащих антирекламу,

• проведение методики незаконченных предложений:

1. Вредные привычки – это …

2. Сигарета в руке – это …

3. Не курить – это значит не …

4. Для того чтобы бросить курить и пить, нужно…

5. В моей семье курит лишь …

6. Вредные привычки в нашей семье – это …

7. Курение, алкоголь, наркотики дают мне возможность …

№2 Проведение анкетирования о наркотиках:

1. Когда ты впервые услышал о наркотиках?

-ранее 10 лет,

-в 10-15 лет,

- не помню.

2. Откуда ты получил информацию о наркотиках?

(из книг, от родителей, от друзей, по телевизору, из газет, не помню)

3. Пробовал ли ты сам наркотик?

4. Попробуешь ли, если предложат?

5. Что толкает подростков на употребление наркотиков? (любопытство, неуверенность в будущем, проблемы в семье, желание казаться бывалым, от нечего делать)

6. Как ты относишься к людям, употребляющим наркотики? (с интересом, с сочувствием, с завистью, с осуждением, безразлично)

7. Разговоры о наркотиках, наркоманах тебе:

- интересны,

-пугают,

- безразличны.

Почему?• подбор высказываний известных людей о вредных привычках,

• подготовка выступления агитбригады.

Тренинги

 №1 "Вырвись из круга".

Образуем круг. Прошу в середину круга выйти того, кто считает себя человеком, достойным носить это почетное звание. Теперь ты стоишь один в центре круга, в окружении плотного круга людей, держащихся за руки, выражение их лиц тебе пока не ясно. За пределом этого круга - жизнь. Твоя задача - выйти в жизнь, доказать нам, используя веские аргументы, что ты действительно достоин этого. Но если ты не сделаешь этого за 1 минуту, ты погибнешь.

Инструкция по кругу: каждый из вас в любой момент может разомкнуть руки и выпустить этого достойного человека. У вас нет задачи - дать ему смерть. Ваша задача - выпустить человека, но только полезного для общества. Итак, задача человека в кругу - выбраться из круга всеми возможными методами.

Всем известна пословица "Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - много потерял, а здоровье потерял - все потерял". Почему так говорят?

(Нездоровый человек не может полноценно жить: работать, учиться, т.е. радоваться жизни, ему мешают боль, болезни).

Тренинг № 2. Он называется "Мои вершины".

Задумайте желание, нарисуйте пики гор - это цели, которых вы хотите достигнуть. Итак, цели обозначены, осталось только - добиться их осуществления.

Особенностью каждого человека является способность привыкания, к каким - либо действиям и ощущениям. Например, кто-то привык рано ложиться спать, а кто-то поздно. Привычки формируются в результате многократных повторений. Привычки могут быть полезными и вредными.

Тренинг № 3. «Мои полезные и вредные привычки».

Попытайтесь на листочке, в два столбика записать свои вредные и полезные привычки. Ну что ж, полдела мы уже сделали, осталось искоренить то, что мешает нашему здоровью. Конечно, наиболее опасное влияние на здоровье оказывает употребление табака, алкоголя, наркотиков они разрушают наш генетический код. От таких вредных привычек бывает очень трудно отказаться, т.к. человек к ним привыкает. Согласно исследованиям Гарвардского университета, с каждым годом средняя продолжительность жизни российского мужчины неуклонно снижается. Причиной тому являются вредные привычки: пристрастие к курению, алкоголю.

Задание 1

Попробуйте ответить на вопрос “Почему люди курят?” самостоятельно. Постарайтесь предусмотреть как можно больше ситуаций. Пронумеруйте их. Как Вы думаете, являются ли эти причины оправданием курения?

Задание 2

Одна выкуренная сигарета сокращает жизнь человека на 5,5 минут. Умножьте эту цифру на число выкуренных сигарет Вами или другими курильщиками за день, год, за 10, 20, 30… лет и Вы узнаете, сколько лет жизни Вы не досчитаетесь.

Задание 3

В народе говорят, что курение – это деньги, выброшенные на ветер. И это действительно так. Подсчитайте, какая сумма денег из семейного бюджета “улетит” вместе с дымом только за один год: 1 пачка (стоимость) умножить на 30 дней и умножить на 12 месяцев. А если одной пачки сигарет в день мало? Представьте, чтобы Вы смогли приобрести на “сэкономленные” на курении деньги?

Задание 4

Трудно заставить бросить курить другого человека. Пусть курит, пусть губит свое здоровье. Но дело в том, что он сознательно или бессознательно приносит вред не только себе, но и окружающим. Какие ощущения вызывает табачный дым у некурящего человека? Выскажите свои впечатления, опросите некурящего. Ответьте на вопрос “Кто такой пассивный курильщик?”

Проговорите, отражается ли курение на внешности человека и его поведении? Опишите, нарисуйте портрет “неисправимого курильщика”. Какое впечатление он производит на окружающих? Приятно ли с ним общаться, целоваться?

Алкоголизм

К вредным привычкам кроме курения, относиться еще более пагубная - потребление алкоголя. К сожалению. В жизни они очень часто сочетаются друг с другом. Так, среди непьющего населения курильщиков 40%, среди злоупотребляющих алкоголем уже 98%.

Задание 1

Опишите, как выглядит пьяница, алкоголик, его движения, выражение лица. Проинсценируйте . Не правда ли, такой человек вызывает смех и отвращение? Закройте глаза и представьте, какие запахи сопровождают этих людей? Вам это нравится?

В давние времена существовала легенда, что тот, кто выпьет рюмку алкоголя, превращается в орла, которого без труда заклюет курица, превратится в барана самого безмозглого и тупого в стаде, а тот, кто выпьет 3 рюмки – станет свиньей и будет валяться в грязи, никогда не видя ни зеленой листвы, ни сияния звезд. Пьяный несчастен сам и приносит несчастье другим.

Говорят, что пьянство – национальная традиция русских. Или это трагедия? Обсудите этот вопрос. Поговорите о культуре потребления спиртных напитков.

 Разделим доску на 2 части: одна – “за”, вторая – “против” употребления алкогольных напитков. Приведите аргументы в пользу или во вред алкоголя.

“ЗА” “ПРОТИВ”

1.Повышает настроение.

2. Придает смелость.

3. Обеззараживающее средство (при уколах, операциях)

4. Согревающее средство (примочки, компрессы)

5. Обезболивающее средство (при операциях, например, фильм “Знахарь”)

6 1.Загубленное здоровье (цирроз печени, сердечно-сосудистые заболевания, гепатит, туберкулез, диабет и др.)

7 Загубленное потомство.

8 Проблемы в семье, ссоры, разводы.

9 Сокращение жизни, смерть от употребления суррогатов, отравления.

10 Аварии, несчастные случаи в быту.

11. ДТП (в год погибает до 30 000 человек и 10 млн. травмированны по вине водителей, находившихся в состоянии в алкогольного опьянения)

12 Причина пожаров (1/3 всех пожаров – алкоголь + сигарета)

13. Преступления, совершенные в состоянии алкогольного опьянения.

14 Понижение работоспособности, прогулы на работе, потеря работы, деградация личности.

15. Запрет в будущем на профессию, учет в наркодиспансере.

16. Рождение больных и ослабленных детей.

Тренинг №4 «Ценности».

Учащимся предлагается на каждом из пяти листочков написать то, что они считают важным в жизни. Это могут быть и живые существа и неодушевленные, это могут быть и чувства. Затем  предлагается отдать один из «листочков», «заплатить».Как правило,  дети начинают «отдавать» наименее ценное. Это повторяется ещё 4 раза. Учитель каждый раз зачитывает то, что написано на листочках и  предлагает обсудить впечатления  от «расставания» с тем, что дорого. 

Вывод. «Плата за удовольствия» может быть чрезвычайно высокой.

- Особенная беда общества – наркомания.

Тренинг №5 «Шприц»

Участники садятся в круг. Им дается задание придумать 10 вариантов отказа от принятия наркотика и 10 вариантов предложения его попробовать. Ведущий берет шприц и предлагает его участнику, сидящему справа от него, уговаривая его взять шприц, участник отказывается. Отказ должен быть тактичным, но твердым, время, отведенное на работу пары - 3 минуты. После этого шприц переходит к участнику, и уже он оговаривает своего соседа попробовать наркотик.  Обсуждение.

Легко ли было подбирать достойные отказы?

Какие из произнесенных вариантов были самыми эффективными отказами? Почему?

Как себя чувствовали участники в роли уговаривающего и отказывающего?

Какие еще формы отказа существуют?

Работа с ситуациями.

«В дверь постучали, Ира впустила подругу Таню. Они дружили ещё с детского сада, и никого ближе её у Иры не было. Посмотрели телевизор, обсудили новости, и тут Таня предложила закурить и, обещая «кайф», предложила сигареты с «травкой»…»

«За окном совсем стемнело. От выпитого вина кружилась голова. Первый раз Оля была в гостях у Антона. Цветы, тихая музыка. «Тебе надо расслабиться», - предложил Антон и протянул на ладони 2 таблетки…»

Предложите варианты продолжения ситуаций.

Учитель:  У  А. де Сент-Экзюпери есть известные слова:  «Мы в ответе за тех, кого приручаем».  Согласны ли вы с таким пониманием дружбы?

И что делать, если ваш друг попал в беду, став  наркоманом?

Обсуждение

Педагог.  Если вы оказались в подобной ситуации, следует знать, что изменить её практически невозможно, так как  наркотик значительно меняет личность – человек  постепенно деградирует.

Поэтому единственный совет – разорвать со своим другом все контакты и чем быстрее вы это сделаете, тем  лучше для вас.

Если разорвать отношения с этим человеком невозможно, то надо запомнить и выполнять несколько правил:

• Четко и ясно объясни свое отношение к наркотикам.

• С самого начала оставь за собой право действовать по своему усмотрению.

Если перспектива разрыва отношений с другом-наркоманом для тебя немыслима, то, по крайней мере, постарайся защититься, дав отпор попыткам манипуляции. Любой наркоман — король манипуляции, и не надо питать иллюзий, что для тебя он сделает исключение. Наркоманы лгут очень красиво и правдоподобно.

Тест «Легко ли вам отказаться от привычки?»

Предлагаем вам семь вопросов, отвечать на них нужно «ДА» или «НЕТ». Если вы не уверены в объективности ответа, дайте тот, который ближе к истине. Долго над ответами не задумывайтесь. Быстро ли вас можно переубедить в чём-либо? когда вы занимаетесь своей основной работой, интересуетесь ли работой товарищей?

Трудно ли было вам во время учёбы в школе или в институте переключиться с одного экзамена на другой?  Склонны ли вы довести да конца предыдущую работу, если предстоит другая, более интересная?

Трудно ли отказаться от привычки, которая вам не по душе?

Легко ли вы переходите от одного дела к другому?

Расстраивают ли вас даже незначительные нарушения ваших планов?

Обработка. Поставьте себе один балл за каждый ответ «да» на вопросы 3, 4, 5, 7 и за ответ «нет» на вопросы 1, 2, 6. подсчитайте сумму баллов.

Интерпретация.

1-2 балла. Вы, скорее всего, легко приспосабливаетесь к новым условиям, контактируете с людьми. Не знакомые ситуации, неожиданные препятствия не вызывают у вас чувства раздражения. У вас широкий круг интересов, однако, возможно, что, ваши знания несколько поверхностны. Вы не всегда настойчивы в достижении цели и иногда, может быть, вам трудно довести дело до конца. Монотонной деятельности предпочитаете творческую и, скорее всего, имеете к ней способности.

3-5 баллов. В случае необходимости вы сумеете отстоять свою точку зрения, но можете и признать свою неправоту. В ваших силах отказаться от вредных привычек и подходить к любому делу целеустремлённо и творчески.

6-7 баллов. Вероятно, вы – человек, не склонный менять свои привычки взгляды. Вы – надёжный, целеустремлённый работник, как правило, упорны в достижении цели. Вместе с тем ваша настойчивость в ряде случаев переходит в упрямство, и окружающие, возможно, считают вас «чересчур принципиальным», так как вы не любите уступать даже в мелочах. Вам следует быть более гибким в общении с людьми и чаще задумываться над тем, что вы не всегда правы.

Данный тест показал насколько легко нам избавиться от нежелательной привычки. Это материал к размышлению.

Тренинг

«Тосты» (20 мин).

Участникам группы предлагается придумать десять поводов для того, чтобы пригласить своего приятеля к выпивке. Далее группа делится на пары, им дается следующая инструкция: один участник последовательно зачитывает свои предложения, а его партнер должен отказать, находя убедительные аргументы, этот вариант отказа первый участник записывает рядом с предложенным тостом; через 5-7 минут, когда аргументы первого участника закончатся, партнеры меняются ролями. Во время общего обсуждения участникам предлагается ответить на два вопроса:

1. Какие варианты отказа были для вас наиболее убедительными?

2. Что внутри вас помогало вам отказаться?

Это упражнение помогает в игровой форме исследовать ситуацию «соблазнения». Участие в упражнении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа.

«Мешок наркомана» (60 мин).

Участники с завязанными глазами вынимают из мешка один или несколько предметов (солнечные очки, пивная бутылка, скакалка, тряпка, шприц, перчатки, телефон, презерватив, коробка конфет, украшение, сигареты, упаковка таблеток, плюшевый зверек, шляпа и др.). В больших группах можно образовывать пары. При этом один из партнеров выбирает несколько предметов. Те, у кого завязаны глаза, должны ощупать предметы. В конце они должны рассказать о своих ассоциациях, какое отношение этот предмет может иметь к наркомании. При этом глаза также остаются закрытыми, чтобы не отвлекаться.


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.