КУ ВО "Грибановский СРЦдН"
Семинар «Логопедия для чайников»
28 января [вс]
Казенное Учреждение Воронежской области «Грибановский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Конспект семинара-практикума на тему: «Логопедия для чайников»
Воспитатель: Агапова О.П.
Грибановское городское поселение 2021 г.
Семинар – практикум «Логопедия для чайников» Цель. Повышение компетентности и знаний педагогов о речевых нарушениях.Помочь педагогам освоить методы и приемы работы над коррекцией речи детей, в овладении основными играми для развития звуковой культуры речи.
Ход семинара
Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, структуру, симптоматику нарушений речи, их механизмы. Термин «логопедия» происходит от греч. logos – слово, речь и paideia – обучение. Логопед — это специалист, занимающийся исправлением погрешностей дикции как у детей, так и у взрослых. Впервые задумываться об исправлении произношения в Европе начали только в 17 веке, а популярность профессия обрела и вовсе не более чем 50 лет назад. Логопед. Профессия. Профессия логопеда объединяет медицину и педагогику: врачи-логопеды работают практически в каждой детской поликлинике, а также в детских садах, дошкольных учреждениях, центрах реабилитации для пациентов с нарушением слуха и речи. Когда помощь логопеда является незаменимой Логопед для ребенка, в 21 веке, нужен намного больше, чем это было ранее. Сигналами того, что пора обратиться именно к данному специалисту, должны стать следующие факторы: · у ребенка, которому почти 2 года, так и не появилась речь; · словарный запас малыша, до 24 месяца жизни, составляет не более 10 слов; · после 4 лет, ребенок произносит некоторые звуки неправильно; · повторяя первые звуки и слоги, ребенок заикается; · после 6 лет, ребенок не запоминает стихи, не может пересказать прочитанное и нарушает структуру слов; ребенок не выговаривает какие-то звуки вообще. Прежде, чем начать занятия, специалистом проводится диагностика речевых нарушений, причин которых есть достаточно много. Если у ребенка задержка речи или он чего-то не выговаривает, то причинами таких проблем могли стать различные факторы. Практически у всех детей в раннем возрасте существуют
погрешности в произношении звуков. У большинства малышей они проходят сами по себе, но если к пяти-шести годам дефекты речи не исчезают, родители обычно обращаются к логопеду По каким либо причинам речь ребенка может быть нарушена либо это кроется по медицинским псилогическим показателям. Виды нарушений: Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Это нарушение звукопроизношения и просодики (интонации, мелодики и т.д.) Медицинский аспект. Дисфония – расстройство фонации (звукообразования) вследствие патологического изменения голосового аппарата. Афония – полное отсутствие голоса при сохранной шёпотной фонации. Тахилалия – патологически ускоренный темп речи. Брадилалия – патологически замедленный темп речи. Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном и раннем периоде развития ребёнка с нормальным слухом и сохранными интеллектуальными предпосылками. Медицинский аспект. Алалия связана с органическим поражением корково Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Медицинский аспект. А Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма. Аграфия – полная невозможность овладения процессом письма. Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения. Алексия – полная невозможность овладения процессом чтения. Дизорфография – специфическое нарушение процессов усвоения и применения орфографических правил ЗРР – задержка речевого развития. Выяснив точную причину нарушений речи у малыша, логопед(проводит диагностику), а затем начинает проводить коррекцию. Индивидуальные занятия с логопедом помогут ребенку решить основные проблемы с речью. Сеанс у логопеда обычно состоит из артикуляционной гимнастики, после которой начинается работа над постановкой звука. В игровой форме вырабатываются навыки правильной артикуляции, развивается слуховая внимательность. Для улучшения результата часто применяется логопедический массаж. В среднем для устранения дефекта речи требуется от трех до пяти месяцев, в сложных случаях – год или более. Логопед ведет карту пациента, составляет график динамики, оформляет сопутствующие медицинские документы. Работа логопеда заключается в : - обучение новому и коррекция проблем; · адаптация и реабилитация ребенка; · практические, словесные и наглядные занятия; · упражнения и многократное повторение выученного; · артикуляторные упражнения (помогают правильно поставить звук); · упражнения конструктивные, творческие и подражательно-исполнительские; · артикуляционные, дыхательные и голосовые упражнения; · конструирование букв и других элементов; · разные игровые упражнения. Детям у которых есть проблемы в некорректных произношениях звуков или заикание может мешать учиться, общаться со сверстниками, а у взрослых – вызывать серьезные комплексы. Так что логопед занимается поистине благородным делом – помогает выработать не только правильную, красивую дикцию, но и уверенность в себе. Конечно, чем раньше обратиться за консультацией и помощью – тем проще будет устранить несовершенство речи. Поэтому основная аудитория данных специалистов – это все же дети. Для подбора коррекционных занятий нужно учитывая возраст, особенности физического и психологическое состояния ребенка; занятия должны быть систематическими, без пропусков и послабления обучающей программы; условия обучения должны постепенно усложняться; практические и речевые действия должны выполняться ребенком полностью осознанно. Эффективные занятия логопеда с детьми уже черед пару недель дают заметные результаты, поэтому занятия с логопедом для коррекции алалии или других речевых проблем являются необходимостью.(из личного примера) Что включает в себя логопедическое занятие Описание логопедического занятия для детей 3-4 лет включает обязательную артикуляционную гимнастику для снятия тонуса и спазма мышц, динамические и статические упражнения для языка, углов губ, мышц нижней челюсти, щек, пальчиковую гимнастику и мелкую моторику, иногда рефлексотерапевтический массаж. В ходе корректирующих занятий дети учатся пространственным представлениям, развивают моторику и память, зрительные образы, внимание, мышление и наблюдательность. Развиваются сенсорные функции, практикуется конструктивное мышление, постепенно Данный комплекс логопедических упражнений для детей 4 5 лет включает не только речевые игры, но и специальные гимнастики для рук и органов речи. Мелкая моторика способствует стимулированию центра речи в головном мозгу, поэтому регулярные упражнения для пальцев необходимы каждому дошкольнику. Артикуляционная гимнастика совершенствуют главный орган речи — язык и умение ребенка им управлять. В работе применяется подручные средства в виде пазлов, мозаики, оригами, конструктора, рисования и игр, направленных на развитие мнемонической памяти. Кроме того, память тренируется загадками в стихотворной форме, скороговорками и стишками на веселую тематику. Конечно, и обучение проводится в игровой форме, в противном случае малыш может наотрез отказаться выполнять упражнения и гимнастику. Задача логопеда и родителей — участвовать в становлении правильной речи ребенка как можно полнее, ведь чем раньше замечены нарушения, тем больше шансов искоренить их и помочь малышу красиво и правильно общаться, а значит, становиться грамотным и приятным собеседником. Что делать? Мы с вами знаем , что главный артикуляционный орган у человека –это Язык . Части языка (Кончик, боковые края, корень). Артикуляционные органы участвуют в образовании звуков (Язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твердое небо, голосовые связки, носовая полость).Голос образуется (Воздух проходит через голосовые связки, которые то смыкаются, то размыкаются). Артикуляционная гимнастика Перед началом артикуляционной гимнастики желательно провести самомассаж лица. Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
зеркалом, чтобы визуально контролировать выполнение упражнений. Здесь мы приводим комплекс универсальных упражнений для губ и языка, которые выполняются при нарушении основных групп звуков. Гимнастика в структуре логопедического занятия не должна занимать много времени. Виды логопедических занятий для педагогов:
- Ольга Сахаровская « Канал современного логопеда» (ютуб) - Использование ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ПЕСЕНОК- ЛОГОРИТМИКА, - Стихи они проводятся с использованием звукоподражаний различных животных и предметов, издающими звуки, путем введения этих звукоподражаний в пении, потешках, дидактических играх и небольших рассказах. 1. «Развитие артикуляции и мелкой моторики рук».(например: выполнить артикуляционную гимнастику с помощью стихотворной сказки «У бабушки с дедушкой» (с демонстрацией картинок и показом артикуляционных движений). -Логосказка , сказка-игра (например: Логопедическая сказка-игра "Как тигрёнок рычать учился (выговариваем букву «р») -Различные игры для логопеди и в том числе и подвижные по возрастам, квест –игры требуют необходимые пособия , компьютерные игры, (показ видео, материала) Специальные игры для молчунов В них выделяются два направления: сформированное общее подражание; развивающееся общее подражание. Копируя взрослых, кроха усваивает их опыт, умения и навыки. Под общим подражанием подразумевается повторение мимики, движений и действий. Работу с молчаливым ребенком реализуют в следующей последовательности: · побуждают его повторять движения (зарядку с поднятием рук, топаньем ножек и похлопыванием в ладоши); · следующим шагом развития идут последовательные движения (полет птички, которая затем приземляется и ищет зернышки); · на заключительном этапе привлекают игрушки, с которыми выполняют те же последовательные действия. Чтобы сформировать имитацию звуков и речи с неговорящими детьми, нужно много раз повторять одни и те же слоги, слова и словосочетания, выделяя их. Крохе предлагают воспроизвести сказанное и положительно воспринимают любой вид ответных действий. Логопедические занятия, которые настроены на подражание речи, проводят в следующем порядке: · произнесение звуков; · слов и слогов со смысловой нагрузкой; · слов; · коротких фраз. Игровая форма подходит не только для молчаливых детей, но и малышам, разговаривающим невнятно и нечетко. Помимо упражнений, к ним добавляют загадки, чистоговорки и рифмовки. Полезно для развития делать движения, сопровождающие фразы и подходящие по смыслу. Требовать от ребенка 2—3 лет произнесения четких звуков не нужно. Гораздо важнее формирование коммуникативной функции. Итог: Занятия с логопедом – возможность сделать речь ребенка красивой и правильной. Терпение, отзывчивость, доброжелательность, знание базовых основ педагогики и психологии являются необходимыми для подобной работы, ведь очень важно найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Работа с детьми требует огромной ответственности, ведь ошибка в подходе к процессу коррекции речи может не только замедлить развитие положительного результата, но даже навредить. Конец формы |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.