КУ ВО "Грибановский СРЦдН"
Семинар-совещание ««Трудности в развитии художественно-эстетических навыков и способы преодоления их»
23 января [вт]
Конспект семинара на тему «Трудности в развитии художественно-эстетических навыков и способы преодоления их» Цель: Познакомить педагогов с видами трудностей в развитии художественных навыков рисования. Показать на практике несколько способов решения их проблем. Повысить уровень мастерства педагогов.
Ход семинара 1.Вводная часть Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, развивает воображение, фантазию, творческие способности. Эстетическое развитие осуществляется под влиянием окружающей действительности (природы, быта, труда и общественной жизни, искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественного творчества). Таким образом в процессе разнообразной художественной деятельности формируются эстетические чувства ребенка, его творческие способности, развивается талант. Мы знаем, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является –игра . Связь изобразительного искусства и игры для детей младшего дошкольного возраста очень важна. Эти два вида деятельности очень похожи между собой, основываются на впечатлениях и эмоциях детей, и тем самым, игра усиливает эмоциональное подкрепление на занятиях изобразительным искусством. Что, в свою очередь, делает рисование для детей увлекательным, интересным занятием. Рисование. -это для детей – органическая потребность, канал, по которому может реализовываться в материале внутренняя жизнь детской души. Еще не умея выразить себя словом, ребенок пытается каракулями отразить переполняющие его впечатления от жизни. Занятия изобразительной деятельности заключают в себе большие возможности для всестороннего развития – умственного, эмоционального, эстетического, моторного, трудового, положительно воздействуют на формирование речи. Рисуя, ребенок постоянно сравнивает, анализирует, обобщает- и это также формирует его мышление, а так же совершенствуются такие функции как:зрительное восприятие,воображение, память, мыслительные операции,(сравнение,обобщение),формируются элементарные графические умения, Таким образом можно сделать вывод о том, что рисование способствует разностороннему развитию ребенка. 2. Основная часть. Общие правила работы педагога в данном направлении. Основными видами деятельности дошкольников в рамках изобразительного искусства выступают рисунок, аппликация, лепка , конструирование. Особое место занимает обучение детей рисованию, главной задачей которого является формирование навыков рисовать в различных техниках, овладения карандашом, кистью, а также вспомогательным материалом (краски, гуашь, пастель и т. д). А сейчас мы обратимся к психологии и проследим основные этапы развития ребенка. Итак Изобразительное творчество развивается у ребенка с 1,5 лет. Это связанно со способностью ребенка держать карандаш, кисточку, уметь передавать увиденные образы. Рекомендуется, что бы в поле зрения малыша попадались различные предметы для рисования – бумага, яркие карандаши и фломастеры. До 2-3 лет происходит ознакомительный период, дети рисуют произвольные линии и формы, а также их очень привлекают цвета. К (3-4г) отдают предпочтение гуаши, цветным карандашам, фломастерам, осваивают умения держать инструменты (кисть, использовать клей для аппликации А в 4-5 лет, проявляет интерес к изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации, конструированию) начинает изображать узнаваемые предметы. Таким образом, при условии систематического использования изобразительного материала он овладевает элементарной техникой работы с карандашом, кистью, красками (гуашью, глиной. Действия ребенка с материалом достаточно свободные, смелые и уверенные. Долее старшие дети начинают проявлять интерес к рассматриванию картин (изображений людей, предметов, явлений природы, иллюстраций к сказкам. Скульптур малых форм, выполненных из разных материалов (дерева, керамики, металла и т. п.) . Народным игрушкам (городецким, семеновским матрешкам, хохломской посуде и т. п.) . Дети учатся определять замысел и передавать его в творческих работах. Очень важно, чтобы работа педагога в этом направлении строилась с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов. Если у ребенка не будут сформированы навыки в дошкольном возрасте, следовательно и в дальнейшем не будут проблем в этом направлении. 3. Проблемы , трудности. Трудности: В практике обучения детей изобразительному искусству педагог сталкивается с некоторыми трудностями , когда приходит время взять карандаш или кисть в руки. их несколько давайте с вами рассмотрим их. Среди возможных причин которые затрудняют обучение рисованию и других видов деятельности могут быть проблемы в двигательном развитии ребенка, отклонения в развитии, трудности концентрации внимания, планирование своей деятельности, отсутствии мотивации,(играть, фантазировать). особенности эмоцианально-волевой сферы. Одна из распрастраненных проблем-слабость крупной и мелкой моторики у ребенка. (она проявляется в любом возрасте).- - Недостаток навыков и опыта ( использование неправильного инструмента или материала. Качество карандашей, кистей и красок может существенно повлиять на конечный результат. ) Недостаточная наблюдательность Внимательное наблюдение и анализирование помогут передавать объекты и пространство реалистично., Неумение видеть пропорции и перспективу. - самой распространенной причиной этих трудностей –это страх неудачей и сравнение с другими детьми), отсутствием терпения., неуверенность в своих возможностях , лень, боязнь всего нового. -Отсутствие понимания цветовой гаммы.(необходимо с ребенком как можно раньше изучать цвета) - Использование неправильного инструмента Качество инструментов и материалов существенно влияет на конечный результат. Распространенной трудностью в обучении детей рисованию является боязнь педагога оставить детей наедине с поставленной задачей , лишение свободы действий. Правила сковывают инициативу, лишают детей проявлять творческие способности и в конечном итоге дети теряют мотивацию в рисовании. Нужно предоставлять детям возможность самим создать для себя творческую рабочую атмосферу. В процессе работы педагог должен поправить ребенка и похвалить его за верное решение. Это приведет к наиболее эффективному самостоятельному приобретению навыков. Большой ошибкой в работе педагога является негативная оценка детских работ, высмеивание композиционных или цветовых решений. Рассматривая свои и чужие рисунки, дети должны получить удовольствие от них. В зависимости от того, как проходит анализ рисунков, будет зависеть дальнейшая творческая направленность. При возникновении положительных эмоций от просмотра возникает положительная мотивация к творческой деятельности. Если ребенок не получит удовлетворения от рисования в связи с плохими оценками его работ, возникает негативный опыт, препятствующий возникновению дальнейшего желания проявлять творческую активность. 4. Пути решения проблем Изобразительная деятельность напрямую зависит от впечатлений ребенка, его жизненного опыта. Важно понимать, что навыки , которые ребенок приобретает в художественной деятельности можно развить только с помощью практики. Чтобы преодолеть трудности, связанные с отсутствием навыков, необходимо заниматься регулярно. Постепенно, вы заметите, как мастерство растет и трудности исчезают. Принцип «Постоянство — залог успеха» . Регулярное рисование поможет улучшить навыки, стать более уверенным в своих возможностях. Педагог должен обратить внимание на ребенка, который стабильно хуже чем сверстники справляются с заданиями в соответствии с возрастом, выявить все проблемы и в индивидуальном порядке попытаться справится с проблемой, уделяя больше внимания ребенку. - В процессе формирования графических навыков необходимо:-следить за правильной позой, правильным захватом карандаша,- начать работу с крупными изображениями, а затем с мелкими.,-осуществлять отработку контуров(обведение пальцами, мелками, выкладывание фасолинками ,-учить рисовать плавные линии,-использовать необычные способы рисования. ( на примере новых игр). -Далее укрепить моторику ребенка поможет –занятия музыкой, физкультурой, подвижные игры, ручная деятельность. (изготовление поделок). Невозможно научить ребенка с моторной неловкостью, хорошо рисовать без формирования общей координации движений, чувства ритма, мелкой моторики.
5. Способы преодоления трудностей. Дети с радостью берутся за все новое и проявляют большой интерес к творчеству. Задача педагога — этот интерес поддержать и развить. Постоянно предлагать что то новое.
Я собрала несколько простых и эффективных приемов, которые помогут улучшить творческие способности ребенка. Они не потребуют больших усилий, но принесут много пользы и порадуют ребенка.
-Придумайте и оборудуйте специальное место, где ребенок сможет читать или просто валяться, мечтая и фантазируя.( в комнате изостудии обородованы зоны для занятий по возрастным группам, зона отдыха, современные материалы, в дальнейшем будем пополнять разнообразие материалов ). - Носите с собой небольшой блокнот, в котором можно рисовать и делать эскизы.(блокнот 3Д), дарили дети рисовали , очень интересно ) что позволит ребенку рисовать как можно больше. Просите его рисовать что-то новое. Произвольные движения во время рисования от непроизвольных отличает устное, словестное воздействие педагога. Навыки и движения приобретают могут приобрести преднамеренный и сознательный характер. ( например: Попросите ребенка нарисовать несуществующее животное, которое будет сочетать в себе как можно больше признаков всех известных ему зверей. Например, лису с рыбьей чешуей или длинношеего зайца с копытами. Это поможет развить фантазию ребенка. -Сходите на прогулку на природу. Попутно учите названия деревьев, птиц, насекомых, которых встретите. Собирайте палочки и листья, а потом сделайте из них поделки. Правильно во время прогулки везти разговор об окружающем. Ребенок умеющий любоваться цветами и животными, их окраской и повадками, развивает способность видеть прекрасное и у него возникает желание отобразить в своих рисунках, поделках. Можно развивать, не используя специального оборудования: «Посмотри на облака. На что они похожи?», «Найди необычную веточку и придумай, на что она может быть похожа.», нарисуйте круг и предложите ребенку что-то дорисовать, что бы получился предмет или просто попросите назвать на что это может быть похоже. - Экспериментирование с предметами, из мелочей, из бросового материала. (Предложите ребенку раскрасить камушки. Малыши могут сделать что-то простое, — например, божьих коровок. А дети постарше — нарисовать целый сюжет). -Слепите что-нибудь из глины или соленого теста. -Посадите ребенка перед зеркалом и попросите нарисовать портрет самого себя. -Сделайте вместе собственную игрушку. Взрослый делает основу, а ребенку дайте пуговицы и фломастеры, и он сам сделает все остальное. - С воспитанниками старших возрастов можно попросите нарисовать дом. Но перед этим выберите 10 любых слов. Скажите ребенку, что он архитектор и ему заказали проект. Но заказчик выставил 9 обязательных требований. Это и есть выбранные слова. Здесь может быть что угодно. Например, «апельсин» — крыша дома должна быть оранжевой, «тарелка» — круглые окна в ванной и т. д.- Различные занятия арт-терапией. (Нейрографика- новая методика, развивает мозг- мышление, заставляет ребенка думать, фантазировать ) - Посмотрите вместе документальное или другое видео, которое научит ребенка чему-то новому или объяснит какие-то явления, презентации.(занятия с проектором) -Дети дошкольного возраста любят рассматривать вместе со взрослым картины, фотографии. (альбомы есть у нас, « Мозабрик» ). -Для формирования творчества в лепке, рисовании, аппликации большое значение имеет взаимодействие художественного слова. Красота окружающего мира, воспринятая ребенком в поэтических, художественных образах, глубже входят в его сознание. Литература, музыка, живопись, народное творчество должны быть постоянным спутниками детей. ( на занятиях целесообразно включать классическую музыку),(технологические карты по лепке, из журналов мурзилка, объемные аппликации) Материалов для лепки очень много, полет фантазии не обязательно ограничивать свойствами глины, теста или пластилина. Новые технологии дают возможность с удовольствием лепить из пластики, шарикового пластилина, «холодного фарфора», пластилина воскового, шоколадного, плавающего или флуоресцентного. -Отметим, что детьми младшего дошкольного возраста информация усваивается наиболее успешно с использованием игры, (игры по изо) через сказку, с участием различных персонажей, для того, чтобы дети эмоционально переживали ситуацию, участвовали в диалогах, выражали образы в движениях. Также помочь ребенку понять образ помогает сравнение его с чем-либо уже изученным. 1) Примеры занятий с нашими детьми у которых могут встретиться психические расстройства, нарушения., проблемы . Для снятия тревожности, связанной с рисованием подойдут техники фотоколлажа, подвижной аппликации, создание коллективных композиций. Картинки, фото из журналов, природный материал, те или иные предметы помогают создать задуманные образы, точнее изобразить желаемое в особенности тем детям, которые переживают из-за неумения рисовать. Поэтому такая работа создаёт для тревожных детей чувство защищённости и безопасности. Для работы с агрессией, расторможенностью и различными страхами подходят пластические материалы: тесто, пластилин, глина. Преодолению психологических барьеров, негативных переживаний; снять эмоциональное напряжение, тревожность хорошо удаётся посредством техники «монотипия» - работа выполняется на бумаге или оргстекле. Незатейливые пятна и отпечатки расцениваются как источник ассоциаций. Снять эмоциональное напряжение, успокоить помогут сенсорные бутылочки Антистресс, а также взаимодействие с сыпучими материалами сенсорной коробки, и с пластическими (тесто, пластилин разных видов, песок, аквомозаика). В работе с детьми, пережившими травматические ситуации с целью восстановления их психической чувствительности помогут изобразительные техники, связанные со смешиванием, разбрызгиванием красок, размазыванием по поверхности пластилина. Например: «кляксография», «пальцевая» и «пластилиновая живопись». Для неуверенных, заторможенных и зажатых подойдут яркие краски, которые «провоцируют» спонтанность в изобразительной деятельности, помогают более ярко и открыто проявлять свои эмоции, переживания. В коррекции проблем личностного развития, нарушениях эмоционально-волевой сферы очень полезны «игры с цветом». Например: смешение красок на палитре, эксперименты с окрашиванием воды, рисование «объемными красками», печатание разными предметами и игрушками, изображение эмоциональных состояний в беспредметной живописи (счастья, радости, страха и т. д.)
6. Итог Сначало формируются умения, а затем при систематических тренировках, работой над собой формируются навыки, в результате деятельности. (навыки приобретаются сознательно), достижение поставленной цели. Чтобы заинтерисовать ребенка необходим выбор самостоятельности(цвет, способ выполнения заданий). Итог –закрыть глаза на погрешности, похвалить. Если ребенок старался, допустимо отступления от заданий.Чтобы ребенок захотел заниматься , надо чтобы ребенок почувствовал себя успешным себя в этой деятельности. Для этого важен подбор заданий не слишком сложных и не слишком легким, обязательное условие в соотвтствии с возрастом.важная роль поддержка ребенка, поощрение их усилий. На первом этапе важен не результат, а старание.,развитие желание двигаться дальше, без принуждения взрослых. Направления занятий: они должны быть интересными.от примененя простых техник изображения к наиболее сложным. От использования метода подражания к самостоятельному выполнения замысла,от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов.,сюжетов. Чем разнообразнее будут художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребёнок начинает экспериментировать, творить, Действия с разнообразными материалами побуждают к творческим поискам; развивают чувство формы, композиции, цветовосприятия, мелкую моторику рук. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Таким образом, исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что творческому развитию детей в концепции современного образования отводится особая роль, так как оно позволяет не только формировать у детей навыки изобразительной деятельности, но и самым благотворным образом сказывается на психофизическом развитие ребенка.
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.