КУ ВО "Грибановский СРЦдН"

Парциальная программа "Цветные ладошки"

Программа художественного воспитания, обучения и развития «Цветные ладошки» И. А. ЛЫКОВА

Пояснительная записка

В современном мире, где рядом с надеждами живёт тревога о судьбах человечества и планеты, наиболее прогрессивно мыслящие люди видят всю важность воспитания будущих поколений в духе гуманизма. Доктор философских наук, эстетик Е.М. Торшилова показывает, что приоритет общечеловеческих ценностей связан с таким более широким более и универсальным, чем идеология, пониманием человека и единства человеческого рода, которое в равной мере базируется на его биологическом, психофизиологическом культурном и единстве.

В условиях эстетического развития и эстетического воспитания, в отличие от других форм воспитания, задействованы эти все уровни развития человека представителя как рода.

Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты активным и творческим началом. «Я убеждён, - пишет один из крупнейших представителей английской теоретической мысли Херберт Рид, - что никогда в до сих пор мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для грядущих лет... Я не хочу сказать, что художественное воспитание разрешит все проблемы. Но я думаю, что мы не можем сохраниться как цивилизованная нация, не развивая в значительной мере эстетический элемент жизни».

Эстетическая деятельность - это духовно-практическая, эмоционально-рациональная активность человека, содержанием которой является построение индивидуальной картины мира через создание выразительных художественных образов, а целью - гармонизация своих отношений с миром, моделирование образа «Я», формирование «Я-концепции творца».

В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим в понятием системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано в только установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.

В эстетическом развитии детей центральной способность является к восприятию художественного произведения самостоятельному и созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью... Эти показатели как относятся к конечному продукту, так к характеру и процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.

Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию формам и выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.

Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания дошкольного детей возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.

Изучение психологического механизма развития способности восприятия художественных образов (Венгер Л.А., Запорожец А.В.) привело к выводу о взаимосвязи видимых свойств образа с имеющимся у ребёнка эстетическим (эстетической опытом апперцепцией). Полнота и точность образов восприятия зависят, в связи с этим, от овладения выразительными детьми средствами эстетическими и эталонами, которые ребёнок присваивает так же, как всю духовную культуру (Выготский Л.С., В Мухина.С.) и от уровня операциями владения по соотнесению их со свойствами художественного объекта.

Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления возможности до создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.

Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру художественного и развития средствами разных видов изобразительного декоративно-прикладного и в искусства эстетической деятельности.

Цель и задачи

Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»

Цель программы - формирование у детей раннего дошкольного и возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Основные задачи:

1.Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

2. Создание для условий свободного экспериментирования с художественными материалами инструментами и.

3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.

4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание опредмечивание и художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем выразителем и эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму.

5.Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

7. Создание условий для многоаспектной увлекательной и активности в детей художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

8. Формирование эстетической картины мира основных и элементов «Я-концепции- творца».

Дидактические принципы построения реализации и Программы «Цветные ладошки»

Общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного пространства ГОУ: «принцип культуросообразности: построение или корректировка универсального эстетического содержания

программы с учетом региональных культурных традиций;

« принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с природных учётом климатических и особенностей данной местности в данный момент времени;

« принцип систематичности последовательности и: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания развития и в детей логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

«принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение расширением и от возраста к возрасту;

» принцип оптимизации гуманизации и учебно-воспитательного процесса;

» принцип развивающего характера художественного образования;

» принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей - возрастных особенностей индивидуальных и способностей;

» принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных и детей детского сообщества (группы детей) в целом.

Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:

»принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;

»принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;

» принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

» принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

» принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);

«принцип обогащения -сенсорно-чувственного опыта;

« принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;

« принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;

» принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

В программе художественного воспитания дошкольников «Цветные ладошки» сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста, а именно:

1) формирование эстетического отношения художественных и способностей в активной творческой деятельности детей;

2) создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества;

3) ознакомление детей с основами изобразительного народного и декоративно-прикладного в искусства музея среде дошкольного и образовательного учреждения.

Эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру являет целую собой систему его индивидуальных, избирательных связей с эстетическими качествами предметов и явлений действительности. В эстетическое отношение ребёнка входит его эмоциональный отклик на прекрасное (красивое, привлекательное), чувства добрые, его творческая деятельность, посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков, рифм и т.д. Эстетический компонент оказывает существенное влияние на установление ведущих звеньев структуры в личности целом.

Для более чёткой ориентировки важно построить модель эстетического отношения детей к окружающему миру, которая в лаконичной (схематичной) форме отразит комплекс взаимосвязанных компонентов художественного развития ребёнка. Такая модель поможет распознавать формировать и процесс художественно-творческого развития детей с учётом возрастных индивидуальных и особенносте


ladoshki_pr.jpg

29 октября 2018 в 09:20

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.