КУ ВО "Грибановский СРЦдН"
"АРТ-терапия в нашем Центре "
о
Семинар – практикум «Арт-терапия»
Цель: Познакомить педагогов с нетрадиционными способами работы « арт-терапии» в условиях реабилитационного центра; с основными видами и методиками работы в данном направлении. Способствовать творческому поиску, проявлению инициативы, росту педагогического мастерства педагогов.
Ход семинара
1. Что такое арт-терапия? Арт-терапия в переводе с английского языка – «лечение искусством». Она представляет собой некий комплекс особых методик и упражнений с использованием творческих видов работы. Эти методики применяют для оздоровления и коррекции психологического состояния . Впервые арт-терапия с детьми была применена в США после Второй мировой войны. Тогда этот метод использовали для диагностики и выявления проблем у детей, которых вывезли из концлагерей. Термин "арт-терапия" впервые стал использоваться в англоязычных странах примерно в 40-е годы ХХ века. Им обозначались разные по форме и теоретическому обоснованию варианты лечебной и реабилитационной практики. Термин арт-терапия ввел в употребление в 1938 г. Адриан Хилл. Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. 2.Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Детская арт-терапия применяется для достижения следующих целей: Диагностировать психологические проблемы ребёнка. Наименее безболезненным способом вывести наружу подавленные эмоции, чувства и мысли. Научить ребёнка концентрироваться на ощущениях и чувствах. Облегчить процесс установления контакта с ровесниками и окружающими людьми . Развить творческие способности. Развить навык самоконтроля. Повысить самооценку. Задачи детской арт-терапии Как известно, левое полушарие отвечает за логическое мышление. Правое служит пусковым механизмом для процессов, которые помогают подлинно выразить чувства и переживания с помощью искусства и творчества. Занятия арт-терапией с детьми позволяют синхронизировать работу обоих полушарий. И в итоге совместная работа полушарий мозга будет направлена на то, чтобы осознать и исправить внутренние проблемы, страхи, комплексы и другие отклонения в психологическом равновесии. 3. Арт терапия в работе с детьми Данный вид работы с детьми в настоящее время становится одним из самых популярных направлений в психотерапии. Творческая деятельность, как и искусство, оказывает положительное влияние как на взрослого человека, так и на ребёнка. Поэтому для работы с дошкольниками и подростками психологи используют такой метод работы, как арт-терапия. Его популярность растёт с каждым днём, а результативность не прекращает удивлять родителей и детей. Она отличается мягкостью и одновременно эффективностью воздействия на эмоциональную сферу и способствует развитию творческого потенциала. К тому же использовать технику арт-терапии, в том числе и в работе с детьми, могут люди, не имеющие специального психологического образования, например, воспитатели . Стоит помнить, что при работе с агрессивными детьми могут возникать некие трудности: ребёнок может проказничать, ломать что-то, рвать. Однако это вовсе не значит, что арт-терапия не сможет им помочь. Просто агрессия требует немного больше времени для коррекции. Преимущества арт-терапевтического метода: Дает возможность для выражения агрессивных чувств в социально – приемлемой манере. Живопись, рисование красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения; Ускоряет прогресс терапии. Внутренние переживания и подсознательные конфликты свободнее выражаются с помощью визуальных образов, чем в разговоре(вербальной психотерапии). Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры.Дает возможность работать с чувствами и мыслями, которые кажутся непреодолимыми (смерть, утраты, перенесенное насилие и травмы, внутренние конфликты, страхи, воспоминания из детства, сны). Содействует появлению чувства внутреннего порядка и контроля. Повышает ощущение своей личностной ценности, увеличивает художественную компетентность. Итоговым продуктом терапии искусством является удовлетворенность, возникающая в результате выявления скрытых умений и их развития. 4.Разновидности арт-терапии Благодаря своему активному развитию, методы арт-терапии для детей сумели охватить практически все аспекты искусства и деятельности, имеющей отношения к творчеству. Большая их часть применима для детей разных возрастов. Главное, правильно применить ту или иную технику в зависимости от возраста детей. На сегодняшний день широкое распространение получили следующие виды арт-терапии: Изотерапия. Цветотерапия. Библиотерапия. Данс-терапия Музыкотерапия. Терапия с использованием ткани. Драматерапия и др. Обилие видов арт-терапии подтверждает то, что лечение искусством необычайно универсально и результативно. Разновидности арт-терапии для дошкольников Изотерапия Изотерапия направлена на то, чтобы помочь ребёнку показать свои настоящие эмоции и чувства, побороть страх или познать что-то новое. тест «Моя семья» Монотипия Монотипия – техника рисования с помощью отпечатков. Каракули Его этого упражнения очень проста – ребёнку даётся лист бумаги и фломастер, ручка или краски, карандаши. Задача малыша – не думая о конечном результате, сотворить на листе клубки линий.Песочница Песочная терапия в детском саду – широко распространённая методика. Для её применения достаточно иметь ящик с песком или же полноценную песочницу. Дети младшего дошкольного возраста учатся тактильным ощущениям, самовыражению и раскрепощаются посредством лепки различных фигур из песка или же рисования с использованием как сухого, так и мокрого песка. Результаты игры с песком нельзя интерпретировать. Воспитателю нужно наблюдать за процессом, а не руководить им. У ребёнка происходит высвобождение подавленной энергии, что позволяет трансформировать её и направить на развитие и обучение. Музыкотерапия Ни для кого не секрет, что музыка оказывает на человека невероятно сильное влияние. Музыкотерапия помогает повысить работоспособность подрастающего человека, снимает стресс и развивает творческие способности. Наиболее часто используемые упражнения – хлопки и постукивание в ритм музыки, прослушивание музыкальных произведений, а также игра на различных инструментах. Танцевальная терапия Терапия с помощью танца – групповая арт-терапия с детьми, которая направлена на борьбу с комплексами и помощь в установке социальных контактов. Применение этого вида арт-терапии по рекомендации психотерапевта позволяет побороть комплексы и научиться выражать свои эмоции и переживания посредством движений тела. Сказки С дошкольниками можно эффективно работать, используя сказкотерапию, преследуя терапевтическую коррекционную цель. Суть этой техники состоит в том, что с детьми в виде сказок проигрываются различные ситуации из повседневной жизни. • Психокоррекционная сказка. В таких сказках освещается конкретная проблема, которая гложет малыша. Выполняя эту задачу, важно помнить, что ситуация в сказке не должна полностью совпадать с историей ребёнка. В ходе рассказа ребёнку необходимо принимать решения или делать выбор. Это и поможет решить существующую проблему. • Авторская художественная сказка. Этот вид сказки может высветить самые различные проблемы и вопросы. Таковым может быть проблема воровства или же отношений с родителями и многое другое. • Сказки о превращении. Наиболее распространённым направлением применения этой разновидности сказок является коррекция деткой самооценки. • Сказки-страшилки. Психологами они используются для того, чтобы оказать сопротивление боязням, фобиям, детским страхам. Рассказывать их необходимо с протяжной интонацией и «страшным» голосом. Стоит помнить, что конец такой сказки должен быть смешным. Сказкотерапия подходит и маленьким, и взрослым Игротерапия Терапия играми используется для того, чтобы усилить прогресс личностного развития малыша, убрав его трудности социального и психологического характера. Посредством работы с игрушками ребёнок создаёт модель ситуации, выражает свои глубинные переживания относительно этой ситуации и находит из неё выход. Арт-терапия для подростков Подростковый возраст является одним из сложнейших периодов в становлении личности человека. В пору полового созревания могут появиться и получить своё продолжение многие проблемы психического или психофизического характера. Именно поэтому психологи рекомендуют уделять этой возрастной категории детей усиленное внимание и работать с ними интенсивнее. Для того чтобы сохранить и укрепить психическое здоровье подростка, рекомендуется использовать гибкие методики терапии. Применять арт-терапию для подростков с девиантным поведением необходимо, поскольку её методики максимально соответствуют понятию гибкости. Например, при помощи раскрашивания можно успокоить нервы, а поделки снизят уровень агрессиии и помогут отпустить тревожную для ребёнка ситуацию. С помощью предложенных специалистами методик и упражнений можно повысить самооценку, избавить подростка от негативных мыслей и эмоций, побороть комплексы, стресс и фобии, укрепить память и развить мыслительные процессы Формы работы с подростками На сегодняшний день известны две формы арт-терапии в работе с подростками: • индивидуальная; • групповая. Как показывает практика, групповые виды упражнений оказываются более полезными и результативными, чем индивидуальные занятия. Групповая арт-терапия для детей и подростков обладает следующими преимуществами:. Развивает умение слушать окружающих. Развивает способность оказать поддержку. Помогает совместно решать проблемы коллектива. Помогает сформировать положительный семейный опыт. Даёт возможность подростку ощутить свою независимость. Для чего нужны упражнения по арт-терапии? Выполнение упражнений по арт-терапии создает позитивный настрой и снимает эмоциональное негативное напряжение. Они способствуют развитию образного мышления на основе осознанности своих чувств и эмоций. Главная цель арт-терапевтических заданий — это знакомство со своим внутренним миром, познание своего «Я». Формируется представление о себе как об индивидуальной, полноценной личности с новыми ресурсами и возможностями. 1. Использование произведений художественного творчества (картин, скульптуры, музыки, художественной литературы и т. д.) для воздействия на психические процессы человека, в первую очередь на эмоциональную сферу. Контакт с выдающимися произведениями искусства может не только создать необходимый эмоциональный фон, но и помочь преодолеть неврозы, фрустрацию, состояние депрессии. 2. Занятие различными видами художественного и декоративно-прикладного искусства. Процесс включенности в творчество оказывает очень сильное тонизирующее действие, снимает эмоциональное напряжение, позволяет с позитивной точки зрения взглянуть на мир и создает условия для развития личности. Арт-терапия – это наиболее щадящая методика подготовки детей к возрастным кризисам и преодоления их последствий. 5.Заключение Арт терапия – современное направление в психологии, которое позволяет решить большую часть существующих проблем детей и подростков. Одной из таких проблем может быть невроз. Широкое разнообразие упражнений арт-терапии позволяет использовать их и в центрах, и в школах, дома. А также этот вид психологической коррекции может быть элементом программы, которую использует реабилитационный центр. На сегодняшний день существует множество различных упражнений для детей разных возрастов. В некоторых странах для поддержания психического здоровья детей арт-терапия обязательно должна сопровождать процесс обучения. Арт-терапия – упражнения для детей – это: · знакомство со своим внутренним «я»; · формирование представления о себе, как о личности; · создание позитивного самовосприятия; · обучение выражению своих чувств и эмоций; · снятие психоэмоционального напряжения; · развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков, образного мышления и способностей к различным видам творческой деятельности .Техник и упражнений арт-терапии – великое множество. Они дают возможность ребёнку материализовать свой внутренний мир и взглянуть на него со стороны. Развивают моторику, воображение, творческие способности. Так, творя и фантазируя, вы можете разобраться в своих душевных переживаниях, понять себя и свой внутренний мир, а можете помочь своему карапузу побороть робость, развеять страхи, стать более коммуникабельным и открытым для общения с людьми. Упражнения для групповой работы Сотворение мира Задача каждого участника группы – придумать свой мир, страну или государство и изобразить его на бумаге. После того как все рисунки будут закончены, необходимо презентовать свой рисунок. В презентацию мира входят: 1. Описание населения. 2. Описание деятельности населения. 3. Описание традиций и культуры. 4. Представление законодательной базы. 5. Изображение герба и флага. Настроение Подросткам в группе необходимо нарисовать то настроение, в котором они пребывают в данный момент времени. Руководитель следит за тем, что изображает каждый участник группы. Если на рисунке изображено что-то негативное, то ведущий просит взять ещё один лист и нарисовать то, что могло бы исправить ситуацию. Когда все рисунки выполнены, группа занимается их совместным обсуждением. Моё любимое животное Участники группы должны изобразить себя в виде того животного, которое они любят больше всего. Когда рисунки закончены, их показывают остальным участникам группы, интерпреитируют, описывают. Ведётся обсуждение. Упражнения с подростками Для устранения у подростков депрессии и прочих проблем используются различные упражнения. Из этого разнообразия можно выделить упражнения, которые пользуются наибольшей популярностью, и, соответственно, приводят к хорошим результатам. Занятия с детьми 11-15 лет Упражнение «Игра в каракули» Эта техника придумана английским детским психиатром Д. Винникоттом. Она позволяет не только выявить внутренние проблемы и конфликты человека любого возраста, но и помочь ему их преодолеть. К тому же «Игра в каракули» способна увлечь даже самых скептически настроенных и упрямых подростков. Для выполнения этого упражнения понадобится только чистый лист бумаги и ручка. Нужно предложить подростку нарисовать любые каракули, зигзаги, короче, как угодно перепутанный клубок линий. Лучше это делать с закрытыми глазами. А затем попросите ребят открыть глаза и внимательно рассмотреть свои каракули. Спросите: какие образы они смогли увидеть? Попросите их обвести контуры фигур, возможно, что-то добавить или заштриховать. В случае необходимости помогите детям рассмотреть нечеткие образы и сделать их более завершенными. Упражнение по арт-терапии «Карта счастья» • Цель упражнения — осознанность своих чувств, приходит понимание, куда двигаться для улучшения качества своей жизни. • Продолжительность — 15-20 минут. • Материалы — бумага (формат А3), краски, кисточка. • Как выполнять: • Положите перед собой бумагу; • Представьте свою счастливую жизнь, какой Вы ее видите; • Прочитайте список привычек для счастья и выберите 3, которые откликнулись в Вашей душе; • Нарисуйте эти 3 привычки, а в центре изобразите свое счастье (это может быть любой яркий образ, который описывает Ваши счастливые чувства). Список привычек для счастья: 1. Смех. Слушать, смотреть юмористические передачи; читать смешные рассказы или рассматривать веселые изображения; 2. Утренняя зарядка; 3. Фитнес; 4. Прогулка в парке; 5. Чтение книги; 6. Любимая музыка; 7. Массаж; 8. Общение с друзьями; 9. Общение с семьей; 10. Отдых на море; 11. Поездки за город; 12. Посещение театра, концерта, музея; 13. Занятие благотворительными делами; 14. Дарение себе приятных подарков; 15. Высыпаться. Посла завершения своей работы, посмотрите на нее внимательно и ответьте себе на вопрос: • Что Вы чувствуете в настоящий момент? • Какую полезную привычку Вы начнете внедрять с сегодняшнего дня? Упражнение «Раскрась свое физическое состояние» Подготовьте лист бумаги, на котором нарисуйте контур человека (себя) в полный рост.Постарайтесь разным цветом красок изобразить физическое состояние каждой части вашего тела. Выбирайте цвета, которые Вам кажутся наиболее подходящими. Где Вам хочется сгустить краски? А где Вы чувствуете легкость? После окончания работы Вы получите свой релаксирующий автопортрет. Упражнение — медитация квадрат 9х9 «Зентангл» Хорошим ежедневным упражнением по арт-терапии является метод рисования в квадрате со стороной 9 см. Этой доступной технике легко обучиться.Внутри квадрат рисуются линии — строки. Далее в каждой строке рисуется повторяющийся абстрактный узор.Это упражнение является медитацией. То есть Вы отключаете свое сознание и рисуете на подсознательном уровне.Рисунок можно усложнить, например нарисовать веточку с листочками, в каждом из которых будет свой повторяющийся узор.Для развития воображения и творческих способностей и для снятия напряжения и разрешения внутренних конфликтов у подростков уже можно использовать более сложные упражнения. Цветок Предложите ребёнку закрыть глаза и представить прекрасный цветок. Какого он цвета, какого размера, как пахнет, где растёт и что его окружает, какое у цветка настроение и какие проблемы? Почему бы не сочинить историю об этом цветке? Очень важно, если подросток сочинил историю грустную, попытаться найти способы развеселить цветок, сделать его мир более красочным и счастливым. Маска Допустим, скоро в школе состоится бал-маскарад. И все должны будут явиться туда в масках. Почему бы ребёнку не смастерить себе маску собственноручно.А потом можно разыграть историю, которая могла бы произойти с этой маской на балу. Сказка о герое Что нужно, чтобы сочинить сказку? Всего-то ручка да чистый лист бумаги. С чего начать? В любой сказке должен быть герой или героиня. Потом логично придумать зачин.Затем следует развить ситуацию. Пусть герой преодолевает препятствия, борется со злом, побеждает драконов, находит новых друзей, влюбляется, спасает, исцеляет и, в конце концов, получает всё то, к чему стремился. После написания сказки можно попытаться найти сходство её героя с автором повествования и провести параллель между ними. Техники и упражнения арт-терапии для детей разного возраста. Заниматься различными видами художественного творчества можно с раннего детства, разумеется, выбирая подходящие техники и проводя упражнения в игровой форме. Занятия с детьми 2-4 лет В этом возрасте есть несколько ключевых моментов, которые стоит учитывать при организации занятий. В первую очередь это касается развития разных способностей малыша: эмоциональной сферы; · мелкой моторики руки; · речевой деятельности. Включение данных сфер в творческую деятельность благотворно влияет на их состояние и развитие. Эмоции малышей тесно связаны с восприятием, в том числе зрительным и тактильным. Поэтому можно посоветовать больше внимания уделять работе с красками, карандашами, пластилином, цветной бумагой. Для занятий лучше отбирать материалы ярких цветов, предпочтительно теплых. Упражнение «Ладошки» Для этого упражнения вам потребуется лист бумаги, пальчиковые краски и цветные карандаши. Попросите малыша сделать на бумаге отпечаток ладошки. Если пальчиковых красок нет, то ручку ребенка можно просто обвести по контуру, а потом предложить раскрасить ярким цветом. Полюбуйтесь вместе с малышом на отпечаток. Спросите, на что он похож? Во что ребенок хотел бы превратить свою ладошку? Можно, например, на каждом пальчике нарисовать цветочек, превратив ладошку в букет, или на большом пальце изобразить голову петушка, тогда остальные станут перьями крыла. Старайтесь, чтобы ребенок рисовал и рассказывал самостоятельно, лишь изредка помогая ему, подсказывая, но не подавляя инициативу. Сочините вместе с ним историю про того персонажа, что получился. Можно нарисовать и других птичек или рыбок, чтобы получилась целая картина. Если занимается несколько детишек, то хорошо будет сделать и коллективную работу. Занятия с детьми 4-6 лет В занятиях арт-терапией с ребятами 4-6 лет можно уже использовать сочетание нескольких техник, что будет способствовать их творческому развитию. Арт-терапия в этот период уже часто применяется для работы со страхами, тревогами, внутренними проблемами малышей, и занятия помогают их преодолеть. Очень важно с детьми этого возраста активно использовать речевую деятельность, побуждая их проговаривать свой страх и выносить его за пределы сознания, тем самым избавляясь от него. Эту же функцию выполняет и рисование. Упражнение «Маленький сказочник» Сказка – это та область, в которой малыш может представить свой страх и избавиться от него, найдя выход из сложной ситуации. Конечно, на первых порах ребенку потребуется помощь взрослых.Одним из распространенных детских страхов является боязнь потеряться, заблудиться, остаться одному. Поэтому в придуманных ими сказках часто герой (мальчик, котенок, щенок и т. д.) оказывается в этой выдуманной ситуации.Помогая малышу придумывать сюжет и приключения героев, направляйте мысль ребенка к решению проблемы. Ведь сказка должна иметь хороший конец, герой должен найти свой дом, родителей, друзей, и в итоге все должны быть счастливы.На первых порах сочинение сказок с детьми имеет форму направляющих вопросов педагога и ответов ребенка. Например: · О ком у нас будет сказка? Может, о котенке? Или о щенке? Или о мальчике? · Как его зовут? · Где он живет? · Что с ним случилось? · А дальше что произошло? · Кто ему помог? Обратите внимание, что в сказке должен быть конфликт или приключение, когда герой попадает в сложную ситуацию, а ребенку необходимо придумать выход из этой ситуации.Сначала могут возникнуть сложности, ведь придумывать сказки – непростое дело. Но потом дети увлекаются и обязательно порадуют вас чудесами своей фантазии. Главное – проявить терпение и готовность помочь.Нарисованная иллюстрация к придуманной самостоятельно сказке – очень позитивный момент. Визуализация персонажей помогает проявлению детского воображения. Поэтому будет лучше, если ребята станут не только придумывать героев и приключения, но и рисовать их. А с каким восторгом они встречают «настоящие» книжки со своими рассказами и иллюстрациями! Занятия с детьми 7-10 лет Для ребят этого возраста характерно развитие пространственного мышления и увлечение разными видами конструкторской деятельности. Девочки с энтузиазмом рисуют и обустраивают в тетрадках домики для кукол, а мальчики – роботов, машины и космические корабли. Организуя занятия арт-терапией, нужно учитывать эти увлечения. Упражнение «Город будущего» Предложите детям нарисовать (слепить из пластилина, склеить из цветной бумаги) фантастический город будущего. Большинство детей (так же, как и взрослых) испытывают затруднения, если необходимо что-то придумать самостоятельно.Поэтому сначала стоит с ребятами обсудить, что бы они хотели увидеть в этом городе будущего. Обсуждение сыграет и психотерапевтическую роль, заставив освободиться от робости и нерешительности, подтолкнув фантазию. Проговаривая, дети лучше представляют и визуальную картину, понимают, что и как хотели бы нарисовать. Рисуя, дети не только демонстрируют свои творческие способности, но и осмысливают свои мечты, ожидания, жизненные идеалы.После того как рисунок закончен, нужно обсудить его, похвалив каждого участника занятий, отметив что-то оригинальное, интересное, необычное в рисунке.Обязательно расспросите, для чего были изображены те или иные детали, почему выбраны эти цвета, кто живет в этом городе и т. д. 10 простых упражнений по арт-терапии для релаксации Чтобы расслабиться, снять стресс и усталость можно воспользоваться легкими упражнениями по рисованию. 1. Нарисуйте свои хорошие черты характера; 2. Изобразите себя в виде животного; 3. Сделайте контур своей руки (ладони с пальцами) и создайте внутри уникальные рисунки; 4. Нарисуйте свое детское воспоминание; 5. Изобразите свой собственный герб; 6. Сделайте рисунок-абстракцию своих положительных моментов в жизни; 7. Разукрасьте камень или кирпич; 8. Соберите коллаж из листьев, палочек (приклейте их к бумаге) и дорисуйте фон, изображения вокруг них; 9. Создайте собственную интерпретацию известной картины; 10. Рисуйте свои мечты. Упражнение «Мандала счастья» — путь к себе Манадала-терапия — один из увлекательных методов арт-терапии. Внешне все очень просто. Нужно заполнить рисунок в форме круга. 1. Цель терапии — создать визуализацию счастья с помощью цветных графических образов, вернуться в состояние эмоционального равновесия, снять стресс. 2. Как нарисовать мандалу 3. Вам понадобится циркуль, транспортир, линейка. Вначале рисуется круг и через центр проводятся диагональные линии. Рисовать начинают от центра. От центральной фигуры идет дополнение в виде повторяющихся узоров. Упражнения арт-терапии с цветами 1. Выберите (из богатой цветовой палитры) два цвета. Первый — тот, который Вам наиболее предпочтителен в данный момент. Второй — наименее предпочтительный. Нарисуйте на едином листе бумаги два рисунка, используя оба эти цвета. 2. Выберите из цветовой палитры три цвета, которые по Вашему впечатлению составят красивую гармоничную композицию и нарисуйте с их помощью абстрактный или вполне конкретный рисунок. 3. Выберите цвета, которые по вашему мнению выражают Вашу личность или Ваш характер и создайте с их помощью композицию. 4. Выберите цвета, которые по Вашему ощущению «нейтрализуют» Ваши негативные переживания и используйте их в создании любого рисунка. Упражнения арт-терапии с каракулями 1.Нарисуйте сложный клубок линий, бессмысленно и свободно рисуя по поверхности листа. Постарайтесь «увидеть» в этих каракулях некий образ и развивайте этот образ уже осмысленно – используя те же краски (карандаш) и написание короткого рассказа (комментария). 2.Заведите «дневник каракулей» в отдельном блокноте для рисования. Ведите его строго определённый промежуток времени. (Один рабочий день, неделя) Проследите изменения в этих каракулях. После окончания срока «эксперимента» напишите рассказ на основе этих каракулей. Упражнения арт-терапии с чернильными пятнами Эти упражнения арт-терапии продолжают и развивают идею знаменитого теста Роршаха, только вместо анализа готового стандартизированного стимульного материала Вы будете создавать свои собственные абстракции и анализировать их, что гораздо интересней! Возьмите тушь, чернила, жидко разведённую гуашь и капните этим посредине плотного листа ватманской бумаги. Затем сложите бумагу пополам и прижмите сложенные части друг к другу, аккуратно разглаживая их. Разверните лист бумаги. Вы увидите очень красивый, симметричный абстрактный рисунок. Сделайте серию таких «пятен роршаха», используя разные цвета, а затем попытайтесь описать свои рисунки, дав каждому из них название и характеристику. Упражнения арт-терапии с глиной, воском, тестом или пластилином 1. «Вылепите свою проблему» 2. «Поговорите» с ней, высказав ей всё, что хотите, 3. трансформируйте её (можно очень грубо) в то, что захотите Сделайте отпечаток своей руки, ступни, разных предметов 1. Заготовьте много шариков разных размеров из любого пластичного материала 2. Закрыв глаза, вылепите из этих шариков что угодно Сделайте групповую композицию на заданную тему за короткий установленный срок времени. Упражнение арт-терапии «Автопортрет в натуральную величину» Это единственное упражнение арт-терапии, которое нельзя сделать в одиночку — Вам понадобится партнёр и ... очень большой лист бумаги. Вы должны лечь на этот лист, чтобы партнёр мог обвести Вас по контуру Вашего тела. После этого вы создаёте «Образ самого себя». Дорисовываете. Раскрашиваете так, чтобы объяснить своим рисунком: что же происходит внутри Вас, как по телу текут «энергетические токи», как чувствуют себя различные части Вашего тела, какого они цвета... Арт-терапевтическое упражнение «Заправка» Цель: поиск внутренних ресурсов самосовершенствования и развития, позитивное подкрепление в период упадка сил. Продолжительность — 25 минут. Необходимые материалы: пластилин, лист А-4, тетрадь и ручка. Алгоритм выполнения: 1. Возьмите кусочек пластилина, который Вам нравится больше всего. Создайте из него чашу. 2. Поставьте чашу на лист А4, так, как вам подскажет интуиция. 3. Возьмите из коробки еще один кусочек пластилина другого цвета. Разделите его на две части, можно разных. Из одной части пластилина вылепите заправочную колонку, — то есть емкость, в которой хранится топливо. Вы наверняка видели такие на заправках. Из другой части вылепите длинный шланг. 4. На миг закройте глаза, и представьте, что в этой колонке – какой-то очень важный для вас положительный жизненный ресурс. Это может быть искренность, уверенность, здоровье, любовь, первая ассоциация, которая приходит в голову. Почувствуйте, как колонка наполнилась этим топливом, стала полной до краев. Аккуратно открывайте глаза и продолжайте работу. 5. Теперь возьмите еще один кусочек пластилина. Снова разделите его на две части, из одной сделайте емкость, колонку, а из второй – шланг. И тоже представьте, что колонка хранит в себе какой-то из ресурсов. Теперь это будет что-то другое. Снова прочувствуйте, что емкость полна до краев. 6. Повторите процедуру еще 2-3 раза, до ощущения «пока достаточно». 7. Разместите ваши изделия на белом листе бумаги перед собой, баки вокруг чаши. 8. Далее ответьте на следующие вопросы: Как чувствует себя чаша? Она наполнена или пуста? Как чувствуют себя колонки? Какая из них находится ближе всего к чаше? А какая – дальше всего? В каких отношениях между собой колонки и чаша? Насколько они вам нравятся? Какой смысл жизни этих предметов с вашей точки зрения? Хочется ли вам наполнить чашу из какой-то из колонок? Если да, сделайте это, протянув шланг от емкости к чаше. Как сейчас себя чувствуют чаша и колонка? Есть ли желание еще напитаться каким-то топливом? 9. Побудьте немного на собственной «заправке». Как изменилось сейчас ваше состояние? Помните, что вы всегда можете прийти и наполнится нужным вам топливом. Для этого достаточно просто взять шланг и опустить его край в чашу. 10. Запишите в тетрадь важные осознания.
Коллаж «Моя яркая, интересная жизнь» Цель: взгляд со стороны на свои достижения, ресурсы и перспективы. Поиск путей самосовершенствования и улучшения качества жизни.Продолжительность – 30 минут.Необходимые материалы: ватман, два-три журнала, ножницы, ручки, карандаши или краски с кисточкой, клей. Алгоритм выполнения: Включите легкую, расслабляющую музыку, лучше классику. На минутку закройте глаза. Представьте себе ту жизнь, которой вы хотели бы жить. Яркую, интересную, насыщенную желанными для вас событиями. Побудьте в этом моменте. Затем откройте глаза, и возьмите журналы. Начните их листать, выбирая те картинки, которые отзываются вашей душе. Также хорошо отметить созвучные вам заголовки, слоганы, надписи. Можно вырвать листы с этими образами, или просто загнуть уголок странички.После того, как вы почувствуете: все, картинок хватит, — начните их вырезать. Разложите все картинки на ватмане. Меняйте их местами, передвигайте до ощущения «вот так здорово!». Затем приклейте все вырезанные элементы. Когда завершите работу, посмотрите на нее внимательно. Ответьте себе на вопросы: • Нравится ли вам ваше творение? • Как вы его назовете (лучше надписать сверху на коллаже)? • Что вы чувствуете, когда смотрите на свое творение? • Если бы коллаж мог говорить, что бы он вам сказал? • Какие два крохотных действия вы можете сделать прямо сегодня, чтобы приблизиться к жизни своей мечты? Сделайте это! Арт-упражнение «Рисунок «Что я чувствую?» Цель: знакомство с собственными чувствами и эмоциями, нахождения контакта между внутренним миром и внешними обстоятельствами. Продолжительность – 15-20 минут. Необходимые материалы: лист А4, кисти и краски. Алгоритм выполнения: Положите перед собой лист. На минуту закройте глаза. Попробуйте увидеть внутренним взором, что сейчас с вами происходит? Какие чувства наполняют душу? Что мучает, напрягает, а что, наоборот, радует? Постарайтесь «увидеть» образы. Теперь откройте глаза и выплесните на бумагу то, что сейчас увидели. Старайтесь не анализировать рисунок, просто водите кистью по бумаге, периодически меняя цвет краски. Когда почувствуете, что пора остановиться, положите кисть. Взгляните на свой рисунок. Ответьте себе на вопросы: · Нравится ли вам ваше творение? · Есть ли какие-то образы, которые вы сейчас увидели на рисунке? О чем они вам подсказывают? Запишите минимум три ассоциации, которые приходят в голову при взгляде на картину. · Запишите все те чувства, которые изображены на рисунке (по внутреннему ощущению). · Что вы чувствуете, когда смотрите на свое творение? · Если бы рисунок мог говорить, что бы он вам сказал? · Какие два крохотных действия вы можете сделать прямо сегодня, чтобы позволить себе дышать полной грудью, чувствовать и жить, не запирая эмоции и переживания глубоко внутри? Сделайте это! Арт-упражнение «Река жизни» Цель: поиск ресурсов для изменений, саморазвития, личностного роста, анализ жизненных ценностей и достижений, гармонизация состояния. Продолжительность – 20 минут.Необходимые материалы: поднос, стакан манки. Алгоритм выполнения: Высыпьте манку на поднос. Положите на него руки. Попробуйте попересыпать манку, прочувствовать, какая она на ощупь? Мягкая или шершавая? Теплая или прохладная? Какие ощущения сейчас у вас появились?А теперь закройте глаза. И попробуйте пальцами нарисовать на манке реку. Интуитивно, так, как пойдет. Здесь нет прямых указаний, какой должна быть ваша река – прямой или извилистой, широкой или узкой. Есть только вы и ваши ощущения.Когда река будет готова, откройте глаза. Рассмотрите свою реку. Какая она?Ваша река – это поток жизни. Он такой в данный момент времени, и это не хорошо и не плохо. Это так есть.Но манка – сыпучий материал, он легко поддается изменению. Так и вы можете повернуть русло реки в том направлении, в котором вам угодно. Сделать множество рукавов, или, наоборот, слить поток воедино. Хотите ли вы что-то изменить? Сделайте это.Почувствуйте, что сейчас происходит в вашем внутреннем мире. Какие новые чувства появились? Возможно, пришли новые мысли и озарения? Запишите их.Когда почувствуете, что изменений достаточно, остановитесь. Взгляните на свой рисунок. Ответьте себе на вопросы: · Нравится ли вам ваше творение? · О чем говорит ваша картина? Что она вам подсказывает? Запишите минимум три ассоциации, которые приходят в голову при взгляде на картину. · Что вы чувствуете, когда смотрите на свое творение? · Если бы рисунок мог говорить, что бы он вам сказал? · Какие два крохотных действия вы можете сделать прямо сегодня, чтобы позволить себе быть в потоке? Сделайте это! Выберите упражнение, которое больше всего отозвалось вам, и… вперед! И пусть ваш творческий поиск будет очень продуктивным и счастливым! В группах Арт-терапией можно заниматься как в индивидуальном порядке, так и в группах. Групповые упражнения позволяют рассмотреть проблему с разных точек зрения и найти наилучший вариант её решения. Рисование с партнером. Хорошо раскрывает тонкости межличностных взаимоотношений. Члены группы делятся на пары. Большой лист бумаги располагается на столе между партнёрами, и каждый, предварительно внимательно посмотрев в глаза напарника, начинает рисовать – спонтанно, не задумываясь. Общайтесь с помощью цветов, линий, форм. Постарайтесь узнать что-нибудь о своём партнёре, делитесь любыми ассоциациями и эмоциями, которые вызывает у вас рисунок напарника. Когда закончите рисовать, можете обменяться своими впечатлениями от сеанса, проанализировать происходящее и свои ощущения во время совместного творчества. С родителями Конфликтные ситуации в отношениях родителей с детьми далеко не редкость. Совместные занятия арт-терапией вполне способны восстановить взаимопонимание в семье, помочь старшему и младшему поколению понять друг друга и простить. Работа с творческим мусором Соберите по дому всё, что давно утратило для вас ценность: старые газеты и журналы, открытки и календари, скрепки, булавки, фантики, высохшие фломастеры и т.п.Эти «сокровища» разложите перед собой, и пусть каждый член семьи отберёт предметы, ассоциирующиеся у него с прошлым опытом, который ему хотелось бы забыть и отпустить. 21 января 2020 в 22:45
Прикреплённые файлы:Документ: "АРТ-терапия в нашем Центре " Описание файла:Файл называется: art-terapija_7d285.pptx Это официальный файл организации «КУ ВО "Грибановский СРЦдН"», в нём содержится "АРТ-терапия в нашем Центре ". Размер файла: 14,61 Мегабайт. Скачать файл
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.