КУ ВО "Грибановский СРЦдН"

"Инновационные технологии работы в реабилитационных центрах"

Семинар – практикум

«Инновационные технологии в организации социально-реабилитационного Центра для несовершеннолетних»»

 

Цель: Познакомить педагогов с инновационными технологиями  в условиях реабилитационного  центра; с основными видами и методиками работы в данном направлении. Способствовать творческому поиску, проявлению инициативы, росту педагогического мастерства педагогов.

 

 Ход  семинара

1.Современные педагогические технологии являются одним из необходимых условий эффективности инновационной деятельности социально-реабилитационных центров

для несовершеннолетних. Инновационная деятельность — это особый вид педагогической деятельности. – Инновации  использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. – Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения дети  имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.

Инновационные технологии  в социальной реабилитации несовершеннолетних - это такие технологии, которые нуждаются во внедрение в социально-реабилитационный процесс и способствуют развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает социально-реабилитационный процесс открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

 Реализация инновационных технологий позволяет:

- обеспечить грамотное сопровождение семей, скорректировать программу с учетом особенностей каждой семьи;

- уменьшить детскую безнадзорность;

- выявить и ликвидировать факты жестокого обращения с детьми, насилия в семье;

- улучшить микроклимат в семье, взаимоотношения между несовершеннолетними и взрослыми.

2. В реабилитационной и коррекционной работе с воспитанниками в нашем центре особенно успешно используются такие инновационные технологии как: –  различные  виды : Арттерапии; – Индивидуальное консультирование. Включает диагностику психологического состояния и использование различных подходов в решение выявленных проблем; Технология коллективного творческого дела(КТД) Трудовые КТД (пример: «Трудовой десант».)
Интеллектуальные КТД («Брейн ринг»)
Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество: конкурс рисунков, стихов, выпуск газет )
Спортивные КТД
Экологические КТД

-Игровые технологии., Технология организации групповых дел, прикладные художественные технологии (бисероплетение, вязание, бумагопластика, тестопластика, аппликация) , , гарденотерапия,(лечение садом, растение-общение природой), работа кружков нашего центра.(танцетерапия, куклотерапия и др) , игры «Мозартика»

3  Инновационных  технологий  на современном  этапе  великое множество, рассмотрим некоторые из них . В условиях реализации требований ФГОС  наиболее актуальными становятся технологии:

1.  Информационно – коммуникационная технология

2. Технология развития критического мышления

3. Проектная технология

4. Технология развивающего обучения

5. Здоровьесберегающие технологии 

6. Технология проблемного обучения

7. Игровые технологии

8. Модульная технология

9. Технология мастерских

10. Кейс – технология

11.Технология интегрированного обучения

12.  Педагогика сотрудничества.

13. Технологии уровневой дифференциации

14.  Групповые технологии.

 

Инновационные воспитательные технологии

коллективное творческое дело информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиотека) нестандартные технологии (импровизация, дни  культуры, интеллектуальный марафон) социальное проектирование организационно-деятельностные игры (ОДИ) технология исследовательской деятельности технология проектов технология дидактической игры личностно- ориентированная технология экологообразовательные кейс – технологии арт-технологии  шоу- технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН) групповая проблемная работа (разработка проектов) диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты) диалог «педагог- воспитанник» тренинг общения «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды)

 

1)Технология ИКТ (Информационно-компьютерные технологии)

Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы и расширяет возможности организации взаимодействия психолога с воспитанниками. – Компьютерная диагностика. В работе с воспитанниками используем специализированный комплекс компьютерных психодиагностических и развивающих программ «Эффектон». Компьютерная психодиагностика.(психолог) С использованием пакетов компьютерных методик «Эффектон» проводятся диагностические обследования воспитанников центра и родителей воспитанников; а также проводятся индивидуальные диагностики с целью выявления эмоциональных, личностных, поведенческих особенностей, профессиональных предпочтений и склонностей у обучающихся школ, согласно договору о сотрудничестве и по запросу родителей.

– Мультимедийные технологии. При применении мультимедийных презентаций, мероприятия становятся более яркими, разнообразными и познавательными. Использование мультимедийных возможностей компьютера качественно изменяет восприятие детьми информации. Обсуждение по определенной теме обостряет внимание воспитанников, заставляет осмысливать полученную информацию.

2) Технология организации групповых дел (Н.Е. Щурковой)
Организация группового дела - одна из самых эффективных форм работы с воспитанниками. Всестороннее развитие личности можно с успехом осуществлять только в коллективе и через коллектив. Н. Е. Щуркова предлагает для сплочения детского коллектива проведение таких форм групповой деятельности с детьми, которые были бы методически интересны, не требовали большой подготовки, но при этом позволяли бы гораздо лучше узнать своих товарищей. Она предлагает 30 форм групповой деятельности, которые представлены в книге «Собрание пестрых дел». Эта книга стала настольной книгой в работе воспитателей нашего центра. Занятия, проводимые по методике Н. Е. Щурковой, предусматривают, что ребёнок, сообща с воспитателем, познаёт мир, взаимодействует с ним, старается его полюбить. И, вступая во взаимодействие с данным миром, все более приобретает способность настолько же осмысленно и сознательно выстраивать собственную жизнь в согласии (либо противоречии) с данным миром.  Используются следующие формы работы по технологии Н.Е. Щурковой:
-«Театр – экспромт», « День добрых сюрпризов» «Волшебный стул», «Разброс мнений».
3)  В работу с семьями и детьми.  Существует  инновационная технология «Семейный мультфильм» -это мульттерапия – один из способов выявления психических особенностей личности, решения проблем и налаживания взаимоотношений в приёмной семье, путь к позитивному мышлению, поиску и раскрытию внутренних резервов и потенциала человека. Создание  мульт – студии , в которой дети сами создают и рассказывают сказку, радуются сказачным героям сделанными своими руками, проводят уютный вечер в кругу семьи.

Цель: помочь детям справится с личными и поведенчискими трудностями.

 Используемые техники по подготовке  мультфильма:

-пластилиновая (объемная и плоская);

- рисованная анимация;

- аппликация.

4) Клуб «Наша дружная семья»-  это  работа с родителями использованы  инновационные технологии, в числе которых мотивационные, рефлексивные, телесно - ориентированные, нарративно - визуальная технология и семейный коучинг, которую можно открыть  и  нам  новую рубрику  в контакте и на сайте учреждения «Советы специалистов».

5)Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное для работы со взрослыми людьми и детьми.  Арт-терапия (терапия искусством) — один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном,  эмоциональном и личностном развитии человека. Флэштренинг - это просмотр музыкального видеоряда определённой тематики (флэшки) в течение 5-10 минут  с последующим обсуждением в группе или индивидуально. Всегда творческий увлекательный процесс самопознания в комфортной атмосфере и с беседой после ролика. Видеоролики для флэштренинга создаются  по актуальным проблемам, с которыми чаще всего приходится сталкиваться педагогу-психологу в работе с учителями, родителями  и детьми.

6)«Хенд-мейд». используются различные виды творчества. Вышивание, бисероплетение, декупаж, квиллинг и т.д. Эта технология очень популярна тем, что снимает стресс, беспокойство, помогает расслабиться и гармонизировать свое внутреннее состояние. Используя свою фантазию, каждый  воспитанник может придумать что-то свое, уникальное.

7)Маскотерапия. Данный метод  позволяет отобразить внутренний мир ребенка в красках и посмотреть на него со стороны. Маскотерапия направлена на: снижение уровня тревожности; обучение навыкам самоконтроля.

8)«Социально-образовательный лифт» - помощь несовершеннолетним и родителям совершенствовать свои образовательные и социальные уровни, помощь в реализации планов и мероприятий за счет мобилизации внутренних ресурсов.

9)«Сетевые встречи» -  родительские встречи по проблемам несовершеннолетних и родителей, создание социального партнерства с неблагополучными семьями и их ближайшем окружением.  «Активная поддержка родителей» - помощь родителям в решении острых вопросов любой направленности. Выезды мобильной бригады, организация консультативных встреч, реализация семейных программ реабилитации.

10) КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ (метод конкретных ситуаций)

– технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы. Кейс (ситуация) – это соответствующая реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и действий персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения.

Заключение

 Педагог  при внедрении новой технологии в

образовательный и воспитательный процесс должен уметь:

· применять методы и приемы обучения и воспитания, используемые в данной технологии;

· проводить и анализировать занятия, построенные по новой технологии;

· научить воспитанников новым методам работы;

· оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы педагогической диагностики.

внедрять новые педагогические технологии, обеспечивающие развитие личности.

Все обучающие, развивающие, воспитательныесоциальные технологиииспользуемые в работе реабилитационного центра, направлены на то, чтобы:

-разбудить активность детей;

-вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;

-подвести эту деятельность к процессу творчества;

-опираться на самостоятельность, активность и общение детей.

Таким образом , новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения и воспитания. В условиях социально- реабилитационного центра ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения инновационных технологий - дать детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.

 Внедрение инновационных технологий в практику работы центра позволяет расширить спектр услуг и улучшить качество  работы.

 

13 апреля 2020 в 18:57

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.