КУ ВО "Грибановский СРЦдН"
родительское собрание "Плохие отметки и их причины"
«Плохие отметки и их причины» Цели:Объединить усилия семьи и центра в формировании у школьников ответственного отношения к учебной деятельности. Разобраться вместе с родителями в причинах неуспеваемости и способах повышения результативности обучения детей. Проанализировать вместе с родителями основные причины затруднений детей в учёбе . Совместно с родителями найти способы повышения успеваемости детей. Ход собрания:
1 часть: Вступительное слово педагога: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мне хочется вместе с вами поговорить и еще раз вспомнить о том, что стоит за отметками детей. Всегда ли должны радовать "5” и огорчать "3”? Как нам, взрослым, относиться к отметкам наших детей? Дети пришли в школу с разной учебной подготовкой, поэтому, естественно, что учились они на протяжении всего этого периода неодинаково. И если хорошо подготовленный ученик получает одни "5”,то к этому нужно относиться как к должному, а не захваливать, не задаривать, не подчеркивать его особых заслуг и способностей. Некоторые родители "выколачивают” отметки из своих детей, заставляя их трудиться, по пять часов. В результате у ребенка не останется времени для прогулки, а она необходима. Подобное "усердие” под вашим нажимом, дорогие родители, это вы знаете сами, не только переутомление ребенка, но и быстрая потеря интереса к учению. Нет, не всегда нам нужно стремиться к тому, чтобы у ребенка в тетради и дневнике были одни "5” Свои требования вы должны соизмерять с его возможностями. Это может не только повлиять на здоровье, но и привести к тому, что у ребенка появиться нездоровое честолюбие и другие скверные черты. 2. часть : Рекомендации «Причины плохих отметок. И как повысить успеваемость?» (Показ презентации) Причины плохих отметок. 1) Особенности учебной деятельности в средних классах. Учебная деятельность в основной школе требует от ученика умения мыслить и организовывать свою деятельность самостоятельно. Многие подростки оказываются к этому не готовы. Рекомендации: Помочь ребёнку в организации учёбы, постепенно давая ему всё больше самостоятельности. Нужно выражать уверенность в его силах, в том, что он способен сам справиться со всеми трудностями, и при этом быть готовым всегда прийти на помощь. 2) Иной тип взаимоотношений с учителями. Стиль взаимоотношений педагогов и учащихся в основной школе носит, как правило, более демократичный характер по сравнению с начальной школой. Демократизм педагога подросток часто воспринимает как либерально-попустительский и, как следствие, не считает необходимым выполнять все требования учителя. Рекомендации: Побуждать ребёнка к рассуждениям о том, что по мере взросления возрастает ответственность за учёбу и жизнь в целом, ребёнок должен становиться всё более самостоятельным. 3) Недостатки в формировании отдельных познавательных процессов. Прежде всего, неумение обобщать и классифицировать. Продолжает доминировать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, в то время как обучение на основной ступени требует определенного уровня сформированности мышления в понятиях. Рекомендации: Помочь своему ребёнку, развивая познавательные процессы с помощью различных развивающих настольных игр. Играя в такие игры всей семьёй, родители не только помогут развитию ребёнка, но ещё и посодействуют сплочению семьи. 4) Индивидуально-типологические особенности школьника. В учебной деятельности присутствует много заданий, успешность выполнения которых зависит от индивидуальных качеств и свойств нервной системы ученика (выносливость нервной системы и ее устойчивость к раздражителям). Известно, что у подростков часто встречается неустойчивость настроения, поведения, самооценки, Они ранимы, временами могут испытывать необоснованное чувство тревоги, бывают возбудимы. Эмоциональные проблемы также являются факторами риска школьной неуспеваемости. Рекомендации:Учить ребёнка приемлемыми способами выражать свои эмоции, говорить о них, называть свои чувства «по имени». Например, если ребёнок раздражён, то следует предложить ему высказать, что именно он сейчас чувствует (вместо того, чтобы кричать на кого-то и т.д.). Занятия спортом, гимнастикой, прогулки снижают физическое и психологическое напряжение. 5) Пробелы в знаниях и отставание в усвоении учебных программ. Новый материал оказывается недоступным, если у школьника имеются пробелы в знаниях и несформированность учебных умений и навыков. Рекомендации: Определить, в чём именно отстаёт ребёнок. Возможно, потребуются дополнительные занятия по отдельным предметам. 6) Интеллектуальная пассивность. Учебная деятельность это, прежде всего, познавательный процесс. Интеллектуальная пассивность отрицательно сказывается на успеваемости школьника. Характерным показателем проявление интеллектуальной пассивности является негативное отношение к любой умственной деятельности, низкая работоспособность. Причины «умственной лени» чаще всего связаны с недостатками обучения и воспитания. Существенным фактором, влияющим на возникновение интеллектуальной пассивности, является познавательный климат семьи. Но иногда в ее основе лежат пробелы в знаниях, неумение применять полученные знания на практике или новом материале, отсутствие должной сформированности учебных умений и навыков, отсутствие привычки выполнять задания самостоятельно. Рекомендации: Чем больше познавательный интерес удовлетворяется, тем больше он развивается. Чем больше интересного встречает ребёнок, тем больше вещей его интересует. Для развития познавательного интереса полезно посещать музей, выставки, театры, обсуждать с ребёнком просмотренные фильмы, ситуации из жизни. Беседуйте с ребёнком о сюжетах и героях произведений искусства, задавайте ему вопросы, которые активизируют его мыслительную деятельность.: Если ребёнок задаёт вам вопрос, обязательно ответьте на него, в доступной форме объясните то, что его интересует. Найдите необходимую информацию в книгах или интернет – источниках, если затрудняетесь дать ответ самостоятельно. 7) Безразличное отношение родителей к учебным успехам ребенка, напряженные отношения в семье или конфронтация между родителями и школой – все это не способствует успеваемости ученика, так как либо снижает ценность образования в глазах школьника, либо отвлекает внимание учащегося от обучения. Рекомендации: От эмоционального благополучия зависит и учебная мотивация и успеваемость. Недостаток внимания, ссоры приводят к тому, что ребёнок начинает плохо учиться назло родителям, либо просто от того, что все его душевные силы растрачиваются в семье, и на школу не хватает энергии. Старайтесь сохранять благоприятный психологический климат в семье. Отмечайте успехи ребёнка в учёбе, беседуйте о важности обучения, получения образования. 8) Отсутствие адекватной учебной мотивации. Рекомендации: Чтобы у ребёнка было желание учиться, он должен понимать цель обучения, понимать, зачем это нужно. Ребёнку нужно напоминать о других положительных сторонах учёбы, использовать в жизни, полученные на уроках знания. Объясняйте ребёнку, как знания могут пригодиться в будущем. Ориентированность родителей только на отметки ребёнка приводит к тому, что ребёнок перестаёт видеть смысл обучения. Когда родители постоянно ругают ребёнка за двойки, ребёнок начинает справедливо интересоваться: «А кому они нужны, ваши пятёрки?». Нужно объяснить ребёнку, что оценка его знаний нужна в первую очередь ему самому, что бы видеть успехи и пробелы в знаниях. 9) Чрезмерная учебная нагрузка. Например, ребёнок учится в классе с математическим уклоном, не имея способностей к точным наукам. Либо он загружен всевозможными кружками и дополнительными занятиями интеллектуального плана. Рекомендации: Здесь нужно учитывать индивидуальные особенности ребёнка: кто-то осилит и несколько кружков, а кто-то не больше одного. Нельзя впадать в другую крайность – совсем лишить ребёнка увлечений, от этого учёба не улучшится, а наоборот пострадает. Спортивные секции скорее пойдут на пользу ребёнку, чем помешают ему. Т.к. занятия спортом укрепляют здоровье, повышают выносливость, помогают справляться со стрессами. 10) Отсутствие веры в свои силы. Рекомендации: Позитивный настрой родителей, вера в способности ребёнка укрепит его собственную уверенность. Убеждайте ребёнка, что он способен справиться со сложными заданиями, подбадривайте и хвалите его. Хвалите за достижения, а не за природные качества. Уверенный в своей природной одарённости ребёнок может наоборот потерять интерес к учёбе, столкнувшись с первыми трудностями, особенно если в его характере не хватает упорства, целеустремлённости . 3. Иногда некоторые из родителей, чтобы улучшить отметку чада, сами подправляют неверные буквы, а иногда, это уже совсем выходит за рамки, пишут всю работу. Это особенно часто случается по литературе, особенно, если сочинение задано на дом. Отбросьте, пожалуйста, ложное самолюбие, не пугайтесь”3”и, самое главное не учите ребенка лгать! Очень часто случается так, что ребёнок подает дневник только для «4» и «5», а когда в конце четверти у него по тем или иным предметам выходят «3», мы часто удивляемся, как это так получается?! Помните, что, наказывая ребенка, вы не повысите его успеваемость, но можете его нравственно искалечить, озлобить, сделать лживым, трусливым, а иногда упрямым и грубым. В школе ребенок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий. Первые оценки связаны для него как с положительными, так и с отрицательными переживаниями. Если мы хотим, чтобы главным для ребенка оставались знания, а не оценки, необходимо определиться, прежде всего, нам самим. Отношение ребенка к оценкам во многом зависит от нашего отношения к ним. Если мы, говоря о школе, прежде всего, расспрашиваем об оценках и бурно реагируем как на хорошие, так и на плохие, для ребенка оценка станет основной частью школьной жизни. Давайте задумаемся, какие вопросы мы задаем нашим школьникам. Когда мы спрашиваем: "Как дела в школе? Что получил?", мы тем самым показываем, что нас интересуют, прежде всего оценки. Зато вопросы "Что ты сегодня узнал нового? С кем из ребят ты сегодня играл? Какие уроки были для тебя самыми интересными?" дают ребенку понять, что главное в школе – учение и общение. Для многих детей отметка – это оценка не его работы, а его самого: "Если я получаю хорошие оценки, значит, я хороший". Такая позиция опасна, потому что в будущем может привести к формированию зависимости от мнения окружающих, от внешней оценки. Поэтому оценки, которые получает ребенок, ни в коем случае не должны влиять на наше мнение о нем и на наши чувства к нему. Важно, чтобы ребенок понимал: иногда у него что-то не получается, но он сам при этом не становится плохим. Иногда нужно сказать ребенку, что оценивается не он сам, а всего лишь результаты его деятельности. Так, при выполнении домашнего задания можно спросить: "Как ты думаешь, что у тебя получилось особенно хорошо? А что – не очень?". Если ребенок болезненно переживает из-за оценок, можно помочь ему, используя слово "зато", то есть постараться найти в работе какое-то достоинство. Хорошо, если это не просто утешение взрослого, а совместное с ребенком обсуждение задания. Как помочь ребенку? а) Выявить причины неуспеваемости. Ребёнок не станет учиться лучше, если его заставлять. Напротив, излишняя строгость может спровоцировать тяжёлый стресс, который, в свою очередь, снизит успеваемость ещё больше. Поэтому целесообразно внимательно присмотреться и определить, что конкретно мешает ребёнку. И меры предпринять соответствующие. б) Возможно следует пересмотреть свои требования к ребенку. Быть первым во всём всегда - невозможно. Помочь ребенку найти и развить свои способности - например, к музыке, к танцам, рисованию или математике. Это поможет ребёнку развить положительное отношение к себе. в) Помнить о том, что отличная оценка - не показатель знаний и не самоцель. Культ пятерки может иметь серьёзные последствия, проявляющие во взрослой жизни. Чтобы предотвратить развитие неуспеваемости нужно нам с вами: 1. Быть наблюдательными и внимательными к своим детям, отмечать изменения в их поведении, изменения их работоспособности 2. Дать возможность ребенку проявить себя с наилучшей стороны. Помнить, что учебные успехи – это ещё не всё 3.Быть объективными не только в оценке, но и в оценке сложившейся ситуации.
4. Заключительная часть: Подведение итогов. Каждому родителю по очереди предлагается поделиться своими эмоциями, высказать своё мнение, свои выводы по вопросу школьной успеваемости детей, раздаются памятки «Как помочь ребёнку повысить учебную успеваемость» Приложение Памятка для родителей «Как помочь ребёнку повысить учебную успеваемость» 1. Позаботьтесь о здоровье. Следите за соблюдением режима дня, питанием, помогите ребёнку организовать свою работу и выделить время для отдыха. Действовать нужно мягко и осторожно. Во-первых, покажите собственный пример организованности – и соблюдайте режим дня и правильно питайтесь. Предложите ребёнку самому распределить время для труда и отдыха, включите в план дня совместные развлечения (для ребёнка это будет поощрением за труд). При этом нужно учитывать биоритмы ребёнка – сова он или жаворонок. 2. По больше общайтесь. Умейте слушать ребёнка. Не спешите давать советы. Покажите пример открытости – расскажите о том, как прошёл Ваш день. Расскажите и о своих проблемах, но только - говорите на языке ребёнка, не нагружайте его этими проблемами как взрослого. Да, с подростком родителям нужно стать друзьями, но нельзя возложить те же функции на ребёнка что и на взрослого друга. Больше рассказывайте ребёнку истории из своего детства, делитесь воспоминаниями. Так вы станете ближе. 3. В причинах неудач разбирайтесь вместе. Старайтесь не ругать подростка в случае неудачи. Например, ребёнок получил двойку. В первую очередь нужно позволить ему выплеснуть эмоции, выслушайте его. Не припоминайте ему: «А я тебе говорила! Не учил и вот, пожалуйста!...» Лучше подумайте вместе, что делать теперь? Пусть он сам предложит варианты решения проблемы. Поощряйте его рассуждать и самому искать способы исправить ситуацию, какой бы она ни была – конфликт, драка, плохие оценки. 4. Выражайте ребёнку свою любовь. Чаще хвалите ребенка и проявляйте любовь, не забывайте о тактильном контакте (обнимайте, целуйте). Известный психолог Верджиния Сатир говорит о том, что ребёнку нужно не менее 8 объятий в день просто для нормального самочувствия. Не бойтесь избаловать ребёнка объятиями, это невозможно (избаловать можно тем, что разрешать ему всё, покупать ему всё, что он хочет, слишком многое позволять). Тактильный контакт поможет установить хорошие взаимоотношения, тогда все вопросы и проблемы будут решаться легче. 5. Расширяйте права и обязанности подростка. Приучайте подростка к систематическому труду. У него обязательно должны быть обязанности по дому. Напишите список дел, которые можно было бы поручить ребёнку и то, что можно разрешить. Пишите как можно больше. Из этого списка выберите несколько наиболее приемлемых вариантов. 6. Откажитесь от вредных привычек. Профилактика вредных привычек заключается, прежде всего, в том, чтобы самим отказаться от них. Создайте дома обстановку нетерпимости к курению и употреблению алкоголя, тогда и у ребенка не появятся подобные вредные привычки. Ребёнок воспринимает не столько то, что мы говорим, сколько то, что он наблюдает. 7. Поощряйте физические нагрузки. Физические нагрузки, благодаря выработке особых веществ в организме, способствуют повышению тонуса, настроения, это борьба с депрессиями, и другими неприятными проявлениями. Организуйте систематические занятия спортом. Следите за тем, чтобы ребенок посещал уроки физкультуры, помогите ему выбрать спортивную секцию. Занятия в секциях или кружках – это увлечения ребёнка, а когда он увлечён чем-то, не останется места для «всяких глупостей». Так же это повышает самооценку. Если вы не можете сами разобраться в том, что происходит с ребёнком, в ваших отношениях, то обязательно обращайтесь за помощью к специалистам. 2 мая 2020 в 20:48
Прикреплённые файлы:Документ: родительское собрание "Плохие отметки и их причины" Описание файла:Файл называется: plohie-otmetki_hk6ln.pptx Это официальный файл организации «КУ ВО "Грибановский СРЦдН"», в нём содержится родительское собрание "Плохие отметки и их причины". Размер файла: 14,16 Мегабайт. Скачать файл
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.